«Главное – оптимизм»: ветеран СВО рассказал о жизни после потери зрения
Николай Яковлев – улыбчивый мужчина, бодрый и подтянутый.
Николай Яковлев – улыбчивый мужчина, бодрый и подтянутый. Из тех, от которых исходит приятная аура. Недавно он закончил реабилитацию после минно-взрывного ранения. К сожалению, практически полностью потерял зрение – едва различает свет и тень. Пару месяцев назад получил собаку-поводыря – немецкую овчарку по кличке Алька. Теперь они всюду вместе.
Пересеклись с ним в здании школы собак-проводников. Он зашел навестить специалистов, выдавших ему питомца.
- А пойдемте в беседку пообщаемся, погода теплая, - ответил он на просьбу об интервью.
И мы пошли, неожиданно быстро. Шустрая Алька виляет по коридорам, скачет по лестницам. Рядом с ней уверенным быстрым шагом идет Николай.
- Ищи беседку, ищи! – напоминает собаке мужчина. Та поглядывает на него с видом «не отставай» и направляется к указанному месту.
- Как она вас так сразу поняла?
- Так мы две недели жили в этой школе. Знакомились друг с другом, занимались. Учились взаимодействовать. Так что она уже все вокруг тут знает, ей только скажи, - отвечает ветеран.
Вообще, по словам Николая, собаки-проводники очень умные. Запоминают ориентиры, и по ним составляют маршрут. Чаще всего новые пути прокладывают с кем-нибудь из видящих. Особенно когда местность незнакомая. А вот свой район, например, Николай знает хорошо. Поэтому когда трижды он «провел» собаку в парк, на четвертый она уже сама знала, куда держать путь.
Принять то, что больше не можешь видеть, признается, поначалу было трудно. Но после выписки из госпиталя военное ведомство организовало для Николая курс реабилитации. Сперва научился пользоваться белой тростью, ориентироваться в пространстве. Следующий уровень – смартфоны и компьютер. Но главное, говорит, что не потерял оптимизма.
- Видел, вы пользовались телефоном. Стало сложнее это делать?
- Да нет, тут дело сноровки. Во многом помогают голосовые помощники. Меню управляется смахиваниями. Никаких проблем не испытываю, - отвечает Николай.
Так же и с компьютером – после комплекса упражнений печатает уверенно, а голосовая помощь помогает ориентироваться в программах и сайтах. Единственное, «мышка» стала бесполезна. Но на этот счет, шутит мужчина, просто вспоминает время, когда ее еще не изобрели.
Жизнь его, безусловно, изменилась после ранения. Но признается, что дискомфорта не ощущает. Двери, окна, лифт, магазин – все это он без труда находит, и не видя. Еще проще стало, когда появился верный спутник. Теперь овчарка помогает ему передвигаться по многолюдным улицам Москвы.
- В час-пик в метро Алька вообще незаменима. Все в телефонах, никто ничего не видит пред собой. А вот собака в метро – очень заметна, так что она мой путепрокладчик, - говорит он.
Алька стала добрым другом для всей семьи. Девятилетняя дочка Николая часто с ней играет. Знает овчарку весь двор: ребятня на улице так и норовит ее погладить. Собака добрая, любвеобильная, тактильная. И даже не грызет диван.
- Хулиганство – оно ведь от скуки. А мы с Алькой не расстаемся, ей всегда есть чем заняться, так что дома она не чудит, - говорит ветеран.
До спецоперации Николай был автожестянщиком – слесарем по кузовам машин. Восстанавливал в сервисе поврежденные автомобили. Попал в ряды нашей армии во время частичной мобилизации.
- Родина ведь зовет, значит, надо идти, - поясняет свою гражданскую позицию Николай.
По распределению попал в пехоту. За решительные действия на передовой был награжден орденом Мужества. Не раз эвакуировал сослуживцев с поля боя. Так случилось, что во время одной из боевых задач попал под артобстрел. Потом – все как в тумане. Эвакуация, госпитализация… Но ни о чем мужчина не жалеет. Разве что чувствует, что «не достаточно ребятам помог».
В трудностях своего героя страна не оставила. Обеспечили всеми положенными льготами. Николай уверяет, что дышит полной грудью. А недавно открыл для себя новое хобби – плетение корзин. Сам не ожидал, что так затянет.
И с компьютерами мужчина обращается ловко. Ему даже предложили обучиться и работать в сфере IT. Но планы другие - хочет стать пчеловодом. Уже пошел на соответствующие курсы. По вечерам выбирает в интернете инвентарь для будущей пасеки.
- «Айти» - честно говоря, не мое. Я всю жизнь руками работал. Так что пасека – идеальный вариант. За городом, воздух свежий, на природе… - мечтательно делится планами мужчина.
Он уже купил участок, просторный, с небольшим домом. Представляет, как там соберется вся семья. И мечта его обязательно осуществится.