Евросоюз в последний момент изменил решение о конфискации российских активов. Что случилось и откуда возьмутся деньги для Украины?

Политолог Ткаченко: План изъятия активов РФ является психологической операцией

18-19 декабря в Брюсселе пройдет саммит лидеров Европейского союза (ЕС), ключевым пунктом повестки которого должно было стать принятие решения по конфискации российских активов в рамках «репарационного кредита». Повестка мероприятия была опубликована на сайте Европейского совета — органа принятия решений странами-членами объединения.

Мы обсудим, как лучше всего продолжать защищать интересы Европы и как укрепить переговорную позицию Украины. Важной частью этого уравнения должно стать усиление давления на Россию

Антониу Кошта (председатель Европейского совета)

Как заявила Урсула фон дер Ляйен, российские активы останутся замороженными до тех пор, пока ЕС не примет решение об их разморозке. Она добавила, что решение о заморозке активов на неопределенный срок может стать переломным моментом для Украины и Европы.

По данным Politico, ЕК намерена воспользоваться юридической лазейкой, позволяющей принять решение не единогласно, а квалифицированным большинством голосов. Соответствующее исследование, проведенное по запросу комитета по внешним связям Европейского парламента, также было опубликовано на сайте учреждения.

Саммит, конечно, будет очень интересный. Что они придумают, пока я даже предположить себе не могу

Станислав Ткаченко (профессор факультета международных отношений СПбГУ)

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер также публично назвал три условия использования российских активов:

  • распределение рисков между странами Евросоюза;
  • «ликвидность и защита от рисков» — наличие достаточного объема средств у депозитария Euroclear для компенсационных выплат России;
  • честное распределение расходов между всеми государствами-членами ЕС.

Мне иногда кажется, что в Европе есть какое-то разделение труда: страны демонстрируют здравый смысл не все вместе, а только по очереди

Станислав Ткаченко (профессор факультета международных отношений СПбГУ)

При этом политолог усомнился в существовании «окна возможностей» для выделения средств Киеву за счет российских активов. Он отметил, что Европейский центральный банк уже отказался поддерживать проект «репарационного кредита». Также ЕК пока не достигла договоренности о формировании консорциума частных банков, которые могли бы вложить собственные средства в военную помощь Украине.

Еврокомиссия оказалась там, где, по ее мнению, должна была оказаться Россия — в глубоком стратегическом поражении

Станислав Ткаченко (профессор факультета международных отношений СПбГУ)

12 декабря Центробанк (ЦБ) России подал исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы к Euroclear о взыскании причиненных российскому регулятору убытков. Причиной такого шага ведомство назвало незаконные действия депозитария, а именно лишение ЦБ возможности распоряжаться принадлежащими ему деньгами и ценными бумагами и планы Еврокомиссии использовать активы Банка России без его согласия.

18,1 триллиона
рублей

составляет размер требований Банка России к бельгийскому депозитарию Euroclear

По мнению Станислава Ткаченко, судебные иски являются только «первой линией обороны» Москвы в случае конфискации российских активов. При этом эксперт отметил, что Россия совершает преимущественно ответные шаги на действия ЕС и не располагает аналогичными объемами европейских золотовалютных резервов на своих счетах.

Государства ЕС тоже прекрасно понимают, что если дело дойдет до изъятия активов, то российская дипломатия оценит это как объявление экономической войны, объявление о разрыве целого комплекса соглашений, которые регулируют отношения между Россией и Европой

Станислав Ткаченко (профессор факультета международных отношений СПбГУ)