Авария «Светофора»: Германию накрыло «взрывной волной» американских выборов
"Fuck" - такова, если коротко, реакция немецкого истеблишмента на победу Дональда Трампа.
"Fuck" - такова, если коротко, реакция немецкого истеблишмента на победу Дональда Трампа. Причем выражена она не в курилках и не на заборах - вернее, не только там. Это - заголовок передовицы, посвященной итогам выборов в США, в респектабельном еженедельнике "Цайт", одном из "китов" качественной немецкой прессы. Эмоции, переполняющие автора статьи, нашли отражение и в подзаголовке: "Отвод глаз не помогает, тревога не помогает, и в конце концов остается только беспомощное самоуспокоение".
Короче говоря, победе Трампа на родине его предков совсем не обрадовались. Для тех, кто не в курсе: Дональд Джон Трамп - американец всего лишь во втором поколении. Родной язык его отца - немецкий. Дедушка и бабушка избранного президента Соединенных Штатов - Фридрих и Элизабет Трумп (бабушка - урожденная Крист) - родились в деревне Кальштадт. Ныне это земля Рейнланд-Пфальц Федеративной Республики Германия.
То же селение, кстати, дало миру еще один всемирно известный американский бренд: в Кальштадте появился на свет отец Генри Хайнца, основателя компании H.J.Heinz, известной своим кетчупом. Между прочим, предпринимательские династии состоят хотя и в далеком, но очевидном родстве: бабушка Генри Хайнца - сестра прапрадеда Дональда Трампа.
Вообще, этот немецкий регион богат на громкие американские имена. В той же местности, в расположенном неподалеку Хохштадте, жили, к примеру, предки короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, носившие фамилию Пресслер. Из Нойвида тянутся корни нефтяного магната Джона Рокфеллера, из Хернсхайма - автопромышленника Крайслера...
Впрочем, в других землях Федеративной Республики таких корней ничуть не меньше. Переселенцы из Германии и их потомки внесли столь большой вклад в развитие Соединенных Штатов, что не будет преувеличением сказать, что во многом именно они эту страну и сформировали. Уже просто в силу своего количества: число американцев, чьи предки переселились из немецкоязычной части Европы, составляет около 50 миллионов человек.
Это вторая по численности - после латиноамериканцы - из этнических групп, составляющих население современных Соединенных Штатов. И первая - европейская. Для сравнения: американцев ирландского происхождения насчитывается 33 миллиона, английского - 27 миллионов.
Безусловно, внесли американские немцы свою лепту и в победу Трампа. И, думается, немаленькую. Из 10 штатов с самой большой долей немцев в населении Трамп победил в девяти. А в некоторых буквально разгромил соперницу. Скажем, в Южной Дакоте (доля американцев с немецкими корнями - 44,5 процента) за Трампа отдали свои голоса 63,4 процента избирателей; в Северной Дакоте (немцев - 46,8 процента) - 67,2 процента); в Вайоминге (25,9) - 71,6 процента!
И это нельзя считать простым совпадением. Дело, разумеется, не в том, что немцы услышали "зов крови" и поддержали "своего". Нет, проголосовали они, конечно, за "своего", но только в узкоэтническом, а в политическом смысле: по данным социологов, представители этой этнической группы, как правило, очень консервативны и в большинстве своем являются приверженцами Республиканской партии.
На исторической родине Трампа тоже усиливаются консервативные настроения. Но даже завзятые консерваторы не в восторге, мягко говоря, от внешнеэкономических планов Трампа. В ходе своей кампании он пообещал, в частности, обложить весь европейский импорт 20-процентными пошлинами. Если это намерение осуществится, несладко придется всему Евросоюзу, но наибольший ущерб потерпит Германия, европейский торговый партнер Соединенных Штатов №1 (в свою очередь США для Федеративной Республики - главный внешний рынок сбыта).
Тарифные планы Трампа "поставят большой крест на нашей экспортно-ориентированной промышленности", - сокрушается президент Союза машиностроителей Германии Бертрам Кавлат. "Мы должны настраиваться на то, что США все дальше будут отходить от открытого глобального сотрудничества", - предупреждает Лисандра Флах, руководитель внешнеэкономического направления в немецком Институте экономических исследований (Ifo).
Ну, а среди немецких экспортеров с наибольшими проблемами, судя по всему, столкнутся производители автомобилей. В принципе, уже столкнулись: новость об избрании Трампа обрушила акции крупнейших немецких автокомпаний.
Счет потенциальным потерям отрасли идет на десятки миллиардов евро. Причем проблемы со сбытом возникнут не только у заводов, расположенных в самой Германии и на европейском континенте. Значительная часть поставляемых в США немецких автомобилей сходит с конвейеров в Мексике. Особенно много здесь производит концерн "Фольксваген", у которого в Мексике несколько автозаводов (самый большой - в городе Пуэбла-де-Сарагоса).
Ну, так вот, автомобильный импорт из Мексики Трамп хочет вообще запретить. "Я введу (пошлины. - "МК") в 200 или 500 процентов, мне все равно, - заявил избранный президент США в одном из недавних телеинтервью. - Я собираюсь установить такой уровень, при котором они (Мексика. - "МК") не смогут продать ни одной машины". Если Трамп не шутит, то "Фольксвагену" - и другим немецким автопроизводителям - придется закрыть мексиканскую "лавочку" и попрощаться с этой страной.
Тревожат капитанов немецкого бизнеса и планы Трампа ввести запретительные барьеры для китайского импорта в США. Они опасаются - и небезосновательно, - что поток дешевого китайского экспорта, которому будет закрыт доступ на американский рынок, хлынет в Европу и станет "контрольным выстрелом" для и без того стагнирующей и задыхающейся немецкой промышленности.
Ну, а политическая элита Германии больше всего переживают по поводу не проясненных до конца планов Трампа относительно российско-украинского конфликта. Сокращение - и тем более прекращения - американской помощи Киеву считается весьма вероятным сценарием. А в этом случае - при условии продолжения военных действий - основное бремя военно-экономической поддержки Украины падет на плечи европейцев и в первую очередь - на немцев. По объему предоставленной Киеву военной помощи Германия находится на втором месте после США.
На все это накладывается еще и личностный фактор. "Неприязнь Трампа к Ангеле Меркель сильно осложнила американо-германские отношения, а Шольц был ее министром финансов и преемником, так что ему будет трудно избавиться от этой связи, - резонно замечает британская "Таймс". - Шольц и его правящая коалиция открыто отдавали предпочтение Харрис перед Трампом в качестве следующего президента США. Трамп вряд ли пропустил или забыл эти комментарии. Поэтому смиренное послание Шольца с поздравлениями Трампу в сообщении на X вряд ли поможет".
Впрочем, последний фактор недолго будет оставаться в силе. Правящая коалиция, которую в Германии называют "Светофором", распалась: в "Светофоре" осталась два цвета - красный (Социал-демократическая партия Германии) и зеленый ("Союз 90/Зеленые"). "Желтые" - Свободная демократическая партия - со скандалом ушли из кабинета.
Ну, или их "ушли". А если совсем уж быть точным - и они, и их: сначала канцлер отправил в отставку лидера партии Кристиана Линднера, занимавшего пост министра финансов, а затем СвДП, обидевшись, отозвала из правительства остальных министров и объявила о разрыве коалиционных соглашений и переходе в оппозицию.
Причиной разрыва с одной стороны, со стороны канцлера, стал отказ поддержать предложенный Линднером план оживления экономики, включающий снижение налогового бремени для бизнеса и сокращение числа бюрократических препон, а с другой - несогласие главы Минфина с проектом федерального бюджета на будущий год, предусматривающим значительное увеличение расходов, в том числе трехмиллиардный пакет помощи Украины.
Из донесенных СМИ реплик участников конфликта явствует, что канцлер считает украинскую часть бюджета принципиально важной - именно в виду прихода Трампа и связанных с этим рисков. Кто, мол, тогда, если не мы? "Совершенно очевидно, что выборы в США были использованы для того, чтобы оказать на меня давление под предлогом помощи Украине", - заявил Линднер после увольнения.
Нужно, правда, уточнить, что лидер СвДП вовсе не против помощи Киеву как таковой, просто видит ее совершенно по-другому: "Украине нужны не деньги, а оружие. Поэтому, если вы хотите усилить поддержку Украины, то вам нужно изменить решение не передавать Украине систему «Таурус»". Для справки: Олаф Шольц ответил категорическим отказом на многократные просьбы Киева предоставить крылатые ракеты "Таурус", объяснив это желанием избежать эскалации конфликта.
Не обошлось и без ренегатства. Министр транспорта Фолькер Виссинг отказался подчиняться партийному решению: вышел из СвДП и остался в правительстве, получив в "награду" от канцлера в дополнение к имающейся должности еще и портфель министра юстиции. Но это не надолго. Скоро у Германии будет новое правительство и новый канцлер. Правда, как именно скоро, сказать пока трудно.
Олаф Шольц объявил, что после рождественских каникул, на первой рабочей неделе в новом году, поставит в Бундестаге вопрос о доверии кабинету министров - с тем, чтобы парламент смог проголосовать по нему 15 января. Шансы на то, что правительство будет поддержано депутатами практически нулевые: с учетом перехода в оппозицию СвДП бал там сегодня правят оппоненты канцлера. Да и в самой правящей коалиции - в оставшейся ее части - царит уже "чемоданное" настроение, так что велика вероятность того, что за вотум недоверия, означающий роспуск Бундестага и новые выборы, проголосует также немалая часть представителей правящих партий.
То есть если все пойдет по плану, по плану Шольца, то досрочные парламентские выборы пройдут в марте будущего года. Таким образом, новое правительство, по самым оптимистичным прогнозам, будет сформировано не ранее мая, а, скорее всего, ближе к июню. Словом, не спешите его хоронить: впереди у Олафа Шольца еще куча дел.
Не совсем, правда, понятно, каковы конечные цели плана, зачем Шольцу продлевать агонию своего кабинета. Перед смертью, как говорится, не надышишься. Сам он объясняет это двумя причинами. Во-первых, тем, что до роспуска Бундестагу необходимо рассмотреть целый ряд предложенных кабинетом важных законов, утверждение которых не терпит отлагательства - в том числе, например, поправки в налоговое и пенсионное законодательство. Во-вторых, страна, мол, должна спокойно встретить Рождество и Новый год.
Есть, однако, и другое объяснение: Шольц выигрывает время, дабы он и его партия смогли получше, поосновательнее подготовиться к выборам, подлатать за оставшиеся месяцы рухнувшие рейтинги. Если бы выборы состоялись завтра, то, по данным социологов, СДПГ могла бы рассчитывать не более чем на 16 процентов голосов. Уровень поддержки ее главного соперника, консервативного Христианско-демократического союза (ХДС), более чем вдвое выше - 34 процента.
Но понятно, что это не единственный план выхода из кризиса. И далеко не самый популярный. Парламентская оппозиция, ставшая в одночасье большинством, яростно критикует Шольца за то, что тот тянет с выборами и на долгие месяцы оставляет страну в подвешенном состоянии. Острые на язык парламентарии-оппозиционеры награждают главу кабинета нелестными прозвищами - одно обидней другого: тут и "коматозный канцлер", и "приклеившийся Олаф".
Лидер консервативной оппозиции, председатель ХДС Фридрих Мерц, называв поведение Шольца безответственным, потребовал, чтобы обращение к Бундестагу с вопросом о доверии прозвучало не позднее следующей недели - чтобы выборы состоялись уже в январе. В противном случае, прозрачно намекнул Мерц, никакого конструктивного сотрудничества с властью не выйдет: последние законодательные инициативы кабинета могут быть заблокированы.
И канцлер, похоже, сдал назад. Судя по последним его высказываниям, вопрос о доверии правительству может быть поставлен гораздо раньше 15 января. "Я хотел бы провести новые выборы как можно быстрее, - сообщил Олаф Шольц посредством соцсети Х. - Нам следует обсудить эту дату спокойно. Было бы хорошо, если бы демократические фракции договорились, какие законы еще можно принять. Это поможет ответить, когда наступит подходящее время для вопроса о доверии".
На вопрос, какая правительственная коалиция сменит "Светофор", каким будет ее состав, не берутся сегодня отвечать даже самые смелые в прогнозах эксперты. Возможны самые разные комбинации. Но какая политическая сила будет играть первую скрипку в этом оркестре и кто будет дирижером, новым канцлером Германии, уже известно. С вероятностью, близкой к 100 процентам, это ХДС/ХСС, блок "братских" консервативных партий, и лидер ХДС Фридрих Мерц.
Примерно понятны и задачи, стоящие перед сменщиками Олафа Шольца и его правительства. "Победа Трампа - последний предупредительный выстрел для немецкой политики, - пишет в своем предельно эмоциональном, яростном комментарии главный редактор газеты "Бильд" Мариан Хорн. - Для политиков-"светофоров", но также и для Мерца и его ХДС/ХСС. Послание такое: вы не можете делать политику, направленную против своего народа! Тот, кого не волнуют проблемы, тревоги и страхи своих граждан, будет ими отвергнут.
Состояние экономики и миграция - это и для нас главные темы. Вот уже три года "Светофор" пытается игнорировать эту реальность - или объяснить нам, что с этим, к сожалению, ничего нельзя поделать. Но политика, противоречащая реальности, всегда терпит провал".
В общем, спрос с будущего канцлера и его команды будет, похоже, ничуть не меньше, чем связанные с ними надежды.