Абхазия уходит в раскол тридцатилетней давности: на выборах президента возможен второй тур

Необходимость в проведении досрочных президентских выборов в Абхазии возникла после отставки Аслана Бжания 19 ноября прошлого года, которая произошла на фоне массовых протестов, поводом для которых стало инвестиционное соглашение с РФ.

Необходимость в проведении досрочных президентских выборов в Абхазии возникла после отставки Аслана Бжания 19 ноября прошлого года, которая произошла на фоне массовых протестов, поводом для которых стало инвестиционное соглашение с РФ. На пост главы Абхазии претендуют пять кандидатов, хотя явными фаворитами гонки являются бывший вице-президент Бадра Гунба и один из организаторов «ноябрьской революции» Адгур Ардзинба. Кандидатами в президенты являются также бывший председатель Контрольной палаты Абхазии Роберт Аршба, выпускник МГУ и Дипломатической академии МИД РФ, экс-глава Торгового представительства Абхазии в РФ Олег Барциц, а также председатель правления Черноморского банка развития Адгур Хурхумал.

Москва перед выборами откровенно поддерживала одного из кандидатов. Бадра Гунба накануне голосования провел ряд встреч с российскими чиновниками, в результате которых были достигнуты важные для Абхазии договоренности. Этот кандидат является ставленником предыдущей власти - группировки Бжания-Анкваб. Гунба - прямой назначенец Анкваба, который с его подачи в возрасте 29 лет был назначен министром культуры Абхазии. Анкваб был в то время президентом. После избрания президентом Рауля Хаджимба Гунба был отправлен в отставку. На президентских выборах 2020 года он был избран вице-президентом в паре с Асланом Бжания.

Адгур Ардзинба – доктор экономических наук, председатель общественной организации «Абхазское народное движение», ранее министр экономики (2015–2020), был назначен на этот пост президентом Раулем Хаджимба, уволен Асланом Бжания. В 2020 году он участвовал в президентских выборах от Форума национального единства Абхазии и проиграл Аслану Бжания, набрав 36,9% голосов. То есть его можно назвать выдвиженцем и членом команды экс-президента Хаджимба.

Таким образом, в том, что происходит сегодня в Абхазии, мы видим продолжение очень давней истории противостояния «багапшистов» и «хаджимбистов». Корни абхазского раскола уходят в начало нулевых, и даже глубже – начало 1990-х, в эпоху борьбы за независимость от Грузии. Эту борьбу возглавил харизматичный лидер – первый президент Абхазии Владислав Ардзинба. Одним из его оппонентов считался Александр Анкваб, который в конце 1980-х занимал пост замминистра внутренних дел Грузинской ССР. Ходили даже слухи, что Тбилиси рассчитывал сделать его своим наместником в Абхазии, впрочем, это пока остается на уровне исторической гипотезы. Из-за конфликта с Ардзинба Анкваб был вынужден покинуть Абхазию и долгое время занимался бизнесом в Москве. В 2004 году на пост президента был выдвинут Рауль Хаджимба, которого Ардзинба назвал своим преемником. Его поддерживала Москва. Понимая, что президентские выборы на родине он не выиграет, Анкваб пошел на них в команде с Сергеем Багапш, которого формально выдвинул на первые роли, но реальным «мотором» там был, конечно, бывший милиционер. Именно тогда случился раскол ранее единого абхазского общества и произошла первая в истории республики «цветная революция», инициированная именно «багапшистами» (они оказывали явное силовое давление на ЦИК и Верховный суд). А ведь планировалась тихая и мирная передача власти преемнику Ардзинба, тесно связанному с РФ Раулю Хаджимба. Багапш не дожил до конца своего второго президентского срока. После его безвременной кончины власть перешла к вице-президенту Анквабу. Однако в 2014 году «хаджимбисты» отыгрались за все обиды 2004 года и выгнали Анкваба из его резиденции. На состоявшихся вслед за этим президентских выборах победил Рауль Хаджимба (выпускник Минской школы КГБ). В 2020 году он ушел в отставку в результате массовых беспорядков. На состоявшихся вслед за этим президентских выборах победил Аслан Бжания, который, вероятно, тоже был ставленником Анкваба, поскольку назначил того премьер-министром. Теперь же Абхазию при поддержке Москвы пытается возглавить политический «внук» Анкваба. Посмотрим, что из этого выйдет.