Абхазия и Южная Осетия не должны повторить судьбу Карабаха
Похоже, что да.
Похоже, что да. В августе-сентябре слухами о возможной «сдаче» Абхазии и Южной Осетии в обмен на лояльность Тбилиси Москве практически одновременно было атаковано абхазское, российское и грузинское население. А заявления некоторых официальных лиц лишь подливали керосина в этот и без того жаркий костер. И происходило все это на фоне трений, вдруг на пустом месте возникших между Сухумом и Москвой, а также стремительного ухудшения отношений официального Тбилиси с Западом.
Первичным источником слухов о возможной кулуарной сделке между Москвой, Тбилиси и Сухумом стало, судя по всему, популярное в Абхазии оппозиционное издание «Чегемская правда». Еще в мае его главный редактор Инал Хашиг предположил, что существует некий проект создания общего государства Грузии, Абхазии и Южной Осетии в виде конфедерации. По мнению журналиста, это единственная лазейка, дающая Грузии хоть какой-то шанс на восстановление территориальной целостности – пусть и формально, на бумаге. И в таком варианте может быть заинтересована и Москва, чтобы покрепче привязать Грузию к себе.
«Чегемская правда» является рупором абхазской оппозиции, которая, как и положено оппозиции, критикует власть, подозревая ее в предательстве национальных интересов. А согласие на конфедерацию с Грузией – это и есть предательство с точки зрения большинства абхазских граждан. Не будем забывать, что события 1992-1993 годов, которые у нас стыдливо называют «абхазо-грузинским конфликтом», сами абхазы считают Отечественной войной, и попытки пересмотреть ее итоги могут привести к непредсказуемым последствиям. Руководство республики это хорошо понимает, и добровольно на конфедерацию с Грузией не согласится. Москва, конечно, может на него надавить, и рычаги для этого у нее имеются. Но я подозреваю, что те абхазские чиновники, которые прогнутся и согласятся на общее государство с Грузией, на следующий день властью быть перестанут. Это Абхазия, детка.
Однако нет дыма без огня. О том, что идея создания конфедерации Грузия-Абхазия-Южная Осетия давно витала в головах кремлевских чиновников, мне еще несколько лет назад рассказывал высокопоставленный источник в Абхазии, который вместе с покойным президентом Сергеем Багапш в августе 2008 года присутствовал на переговорах с руководством РФ перед признанием независимости республик. По его словам, российская сторона сначала предложила признать их в виде конфедерации Абхазия-Южная Осетия, открытой для присоединения других субъектов (подразумевалась Грузия). Однако абхазы и осетины сразу почувствовали подвох и попросили признать их по отдельности. Что и произошло.
Симптоматично, что на «абхазское направление» сегодня брошен замглавы АП РФ Дмитрий Козак – автор неудачного плана примирения Молдовы и Приднестровья, известного как «меморандум Козака» и сорванного в последний момент молдавской стороной. В основе того плана лежала похожая идея - сделать из Приднестровья своего рода якорь, который не даст Молдове уплыть от российского берега в Румынию и НАТО. План оказался нежизнеспособен по причине того, что не учитывал сложившиеся реалии, в частности, степень зависимости руководства Молдовы от внешних партнеров.
Столь же изначально мертворожденными были и Минские соглашения, которые преследовали аналогичную цель: «пришвартовать» Украину к российскому берегу при помощи республик Донбасса, которые получили бы статус субъектов украинской федерации. Все подобные схемы гладко и красиво выглядят только на бумаге. А в реальной жизни исход был бы прямо противоположным и трагичным. Если бы удалось «впихнуть» Донбасс в Украину, а Приднестровье в Молдову, то Киев и Кишинев, несмотря ни на какие договоренности, провели бы тотальную зачистку республик от «сепаратистских» элементов и полностью бы их переформатировали.
В Грузии 26 октября состоятся парламентские выборы, на которых правящая партия «Грузинская мечта» рассчитывает не только победить, но и получить конституционное большинство, что даст ей карт-бланш на любые решения. Несмотря на нынешнее охлаждение отношений с Западом, именно эта партия в 2017 году добилась внесения в Конституцию Грузии статьи 78, согласно которой страна стремится к полной интеграции в Европейский союз и НАТО. Нынешние власти добились для Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС. 26 мая, в День независимости Грузии, премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе провозгласил, что к 2030 году «единая и сильная Грузия должна стать полноправным членом европейской семьи», причем «вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами». Жить в одном государстве с абхазами и осетинами, причем в ЕС, это и есть, по мнению премьера, настоящая «грузинская мечта».
Основатель и почетный председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили пошел еще дальше и на предвыборном митинге в Гори 14 сентября сообщил, что власти Грузии найдут силы, чтобы «извиниться за то, что, согласно заданию, предатели из «Национального движения» в 2008 году развязали войну с нашими осетинскими братьями и сестрами». Он также пообещал, что зачинщики войны будут осуждены. Безусловно, это сенсация: слова о покаянии за развязанную войну впервые прозвучали в Грузии на таком высоком уровне.
В Москве пас приняли. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Москва готова помочь Грузии помириться с Абхазией и Южной Осетией. Что опять дало почву для новой волны конспирологических теорий. Так, один признанный иноагентом телеграм-канал со ссылкой на осведомленные источники сообщил, что переговоры между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом по созданию конфедерации при посредничестве РФ начнутся уже в следующем году. Были в общих чертах набросаны и контуры будущих договоренностей. Речь якобы может идти о создании единого финансового пространства при сохранении политической автономности Абхазии и Южной Осетии. Грузия гарантирует сохранение российских военных баз на территории республик. Все это очень напоминает «план Козака». Там тоже шла речь о сохранении российского военного присутствия в Приднестровье.
Вероятно, данный вброс был сделан с целью прощупать реакцию. Она не заставила себя ждать. Мэр Тбилиси и генсек правящей партии Каха Каладзе заочно ответил Лаврову, призвав Москву разработать план вывода российских войск с «территории Грузии». А 6 октября исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе отверг существование у партии планов создания конфедерации. Для этого, кстати, надо сначала признать независимость Абхазии и Южной Осетии, чего Грузия делать не намерена. Более того, власти Грузии до сих пор даже не согласились подписать соглашения о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии, к чему их неоднократно призывала Москва. Кстати, в грузинской Конституции статус Абхазии давно определен в качестве автономной республики. И в стране по этому вопросу существует полный консенсус между властью и оппозицией: территориальная целостность – это святое. Слухи же о том, что «Грузинская мечта» готова пойти на уступки в этом вопросе, только ухудшат ее электоральные перспективы.
Так что когда грузинские «мечтатели» говорят о готовности извиниться перед осетинами и абхазами, протягивают им «руку дружбы» и зовут жить вместе в одном государстве, то надо понимать, что в их представлении это будет унитарное грузинское государство, твердой поступью идущее в НАТО и ЕС. И что в любой момент интеллигентных и доброжелательных «мечтателей» во главе Грузии могут сменить совершенно другие люди. Например, те, которые сегодня в составе «Грузинского легиона» (запрещенная в РФ террористическая организация) убивают мирных граждан России в Курской области. И произойдет это так быстро, что никто и чихнуть не успеет. Как произошло это в Киеве в феврале 2014 года.
Не будем также забывать и о том, что попытка впихнуть Абхазию и Южную Осетию в общее с Грузией государство может привести к большим неприятностям на российском Северном Кавказе. Южные осетины сегодня стремятся воссоединиться со своими северными братьями в составе РФ. Абхазы же являются этносом, близким живущим на Северном Кавказе адыгам и абазинам. В 1992 году отряды северокавказских добровольцев пришли на помощь абхазам и помогли победить в войне, что явно шло вразрез с планами ельцинского правительства. Среди этих добровольцев были и чеченцы, которые впоследствии воевали против РФ – из песни слов не выкинешь. Зато на стороне грузин воевали украинские националисты из организаций, признанных ныне террористическими. И да, военные операции абхазских и добровольческих формирований были успешными только тогда, когда о них заранее не информировали Москву. А когда информировали, то и грузины о них знали. Побеждать в таких условиях было сложно, но абхазы все же каким-то чудом победили. И вот тогда системные либералы из окружения Ельцина устроили непризнанной республике лютую блокаду, несколько лет морили людей голодом и холодом.
Потом, конечно, Москва исправилась, но и выбора у нее не осталось: богоспасаемая Грузия выгнала российские базы и решительно развернулась в сторону НАТО. Так что не стоит удивляться тому, что абхазы подозревают РФ в коварных замыслах слить их Грузии. Тем более, что судьба Карабаха не располагает к оптимизму. По мнению британского специалиста по Кавказу Томаса де Ваала, то, как закончился карабахский конфликт, создает прецедент для размораживания конфликтов в Абхазии и Южной Осетии в будущем. Он полагает, что РФ может сдать обе республики в обмен на «что-то существенное», а таковым «существенным» мог бы стать отказ Грузии от евроатлантической интеграции.
Заявление МИД РФ, казалось бы, положило конец всем этим спекуляциям. Россия ясно дала понять, что пересматривать итоги августовской войны 2008 года она не намерена. Это официальная позиция, на нее и надо ориентироваться. Роковая ошибка Саакашвили в августе 2008 состояла в том, что он поверил не официальным заявлениям, а конспирологам и почему-то решил, что армия РФ не вмешается и будет спокойно наблюдать, как Грузия восстанавливает территориальную целостность. Кто-то его в этом убедил, хотя на официальном уровне Москва не раз предупреждала, что не останется в стороне в случае грузинской агрессии против осетин.
Но означает ли это, что вбросы на тему конфедерации являются всего лишь информационно-психологической операцией враждебных сил с целью поссорить абхазов и осетин с Москвой? Не исключено, что некий подобный проект действительно может обсуждаться в каких-то кабинетах. Я лично считаю его не только нежизнеспособным, но и крайне опасным для российских интересов на Кавказе. Чтобы понять, чем он может обернуться на практике, давайте посмотрим на Приднестровье, где были подписаны все соглашения, легально и с согласия Кишинева размещены российские миротворцы, где много лет люди жили в мире, спокойствии, общались, свободно перемещались. Идея конфедерации там была реализована на практике: разные системы, но практически общая экономика. В Молдавии несколько лет были у власти вполне пророссийские силы. Но внезапно к власти в Кишиневе пришли отморозки, и теперь Приднестровью остается лишь гадать, какой способ восстановления территориальной целостности они выберут: медленное удушение республики блокадой или военную агрессию.