Апокалипсис с комфортом: как страна и мир готовятся к ядерной войне
К какой войне готовится страна, с какой державой, ясно, думается, без подсказок.
К какой войне готовится страна, с какой державой, ясно, думается, без подсказок. Да, все верно. "Путин угрожает Европе: Германия планирует "бункерный" ответ", - сообщает заголовок в популярном немецком таблоиде Bild. По данным того же источника, Федеральное ведомство гражданской защиты и помощи при катастрофах (аналог российского МЧС) совместно с властями немецких земель работают над программой создания убежищ для гражданского населения Германии.
Новое здесь, впрочем, - не так уж хорошо забытое старое. Во времена холодной войны в стране - и это только в Западной Германии, без учета ГДР - было около двух тысяч "общественных" убежищ. Из них до настоящего времени "дожили" всего 579, вмещающих менее полумиллиона человек. Для справки: все население Германии - более 84 миллионов. Да и из сохранившихся бункеров ни один не годится для полноценного использования по назначению: все требуют реконструкции.
Спасайся, кто может
Это следствие решения, принятого правительством в 2007 году: в связи окончанием противостояния между Востоком и Западом и ликвидацией, как тогда казалось, угрозы третьей мировой войны, система убежищ была признана анахронизмом. Начался поэтапный демонтаж бункеров. Причем не только тех, что были предназначены для гражданского населения.
В числе прочих убежищ был закрыт и правительственный противоатомный бункер в долине реки Ар (земля Рейнланд-Пфальц). Там теперь музей и архивный центр. "Звучит пронзительный сигнал тревоги, мигают красные огни, и 25-тонные бетонные ворота катятся справа налево - закрыто!" - делится впечатлениями журналист немецкого телевидения. Пока посетители доходят до "сердца" бункерного комплекса – помещений, куда в час "Ч" должен был переместиться канцлер Федеративной Республики, – за их спинами закрывается не менее восьми таких ворот наивысшего уровня защиты.
Предназначением бункера, расположенного в горном массиве на глубине 110 метров, была защита "конституционных органов Федеративной Республики" в случае ядерной войны. Рядом с подземными апартаментами главы правительства страны помещения, где должны были разместиться федеральный президент со своей канцелярией и представители законодательной ветви власти.
Правительственных "бункеров Судного дня", подобных этому, в Германии больше не существует. А в этом с 2007 года идут демонтажные работы - для посетителей открыта лишь небольшая часть комплекса. Но, судя по тому, что известно о "самом секретном объекте в истории Федеративной Республики", как его называет пресса, пользоваться им по прямому назначению вполне еще можно.
Да, наверное, не так удобно будет отсюда руководить страной, как раньше, но, во-первых, когда и если начнется ядерная война, будет не до комфорта, быть бы живу, а, во-вторых, восстановить начинку комплекса намного быстрее, проще и несравнимо дешевле, нежели пробивать в горной породе туннели для нового бункера. Как говорится, были бы кости - мясо нарастет. Кроме того, на этом бункере свет клином не сошелся: что-то подсказывает, что в случае чего укромное местечко для первых лиц государства найдется - не там, так где-нибудь еще.
Решить проблему защиты всего населения намного сложнее. По словам Ральфа Тизлера, руководителя немецкого "катастрофического" ведомства, на это потребуется как минимум одно поколение. План, который стал достояние прессы, является, по сути, паллиативом. Планируется, к примеру, "составить перечень всех доступных зданий и частных домов, которые могли бы обеспечить защиту в случае ракетного удара (например, городские администрации, станции метро, офисные здания)".
Кроме того, власти будут призывать граждан оборудовать убежища у себя дома. Возможные варианты включают перестройку соответствующим образом подвалов, гаражей и самих домов. Наконец, предполагается создать специальное приложение для смартфона, которое позволит пользователю отыскать ближайшее к нему убежище (при условии, понятно, что на тот момент будет действовать мобильная связь).
В общем, по большому счету, спасайся - кто может. К тому же все предусмотренные черновиком разрабатываемого плана варианты спасения - ну, как минимум абсолютное их большинство - предполагают защиту от ударов конвенциональным, обычным оружием. На ядерную войну они совершенно не рассчитаны. А между тем сказать, что спрос на противоатомные убежища среди населения существует, значит, ничего не сказать. Спрос уже, можно сказать, ажиотажный.
"Нас буквально осаждают", - жалуется Хайке Холлундер, директор музея в бывшем правительственном бункере. И в подтверждение приводит конкретный пример: мать-одиночка обратилась к администрации комплекса с просьбой предоставить места для себя и своего ребенка - в случае "нападения русских".
Впрочем, Германия в плане готовности гражданской обороны к третьей мировой мало чем выделается на общемировом фоне. Исключения здесь разве что Швейцария и Финляндия. В последней насчитывается 50500 убежищ, рассчитанных на 4,8 миллиона человек, то есть способных вместить 85 процентов населения (всего в Финляндии сегодня проживает 5,6 миллиона). А, скажем, в столице страны, Хельсинки, количество мест в убежищах на 34 процента превышает число горожан.
Министерство внутренних дел Финляндской Республики в минувшем году провело инвентаризацию имеющихся в стране бомбоубежищ и пришло к следующим выводам: "Гражданские убежища Финляндии в основном находятся в хорошем состоянии, хотя есть некоторая потребность в обслуживании и ремонте... Из убежищ гражданской обороны, рассмотренных в исследовании, 91 процент соответствовали критериям защиты от воздействия обычного оружия и 83 процента - защиты от газовой и радиационной опасности".
Но в Швейцарии еще круче: здесь насчитывается более 360 тысяч бункеров, которые могут вместить всех жителей альпийской страны - почти девять миллионов человек. И еще останется место для примерно миллиона гостей страны. По отношению мест в убежищах к населению - таковыми обеспечены 114 процентов жителей - швейцарцы абсолютные мировые рекордсмены. Причем бункеры, как правило, обеспечивает противорадиационную защиту, ибо строились они - и продолжают строиться - именно на случай ядерной войны.
"Каждому гражданину и гражданке должно быть предоставлено место в бомбоубежище в достаточной близости от места проживания", - гласит соответствующий закон страны, принятый в 1978 году. Согласно швейцарскому законодательству, каждое строящееся здание должно иметь противоатомное убежище. Массовое их строительство, достигшее пика в 1970-е годы, велось под лозунгом: "Нейтралитет не является гарантией против радиоактивности".
Помимо городских и сельских убежищ, имеется достаточно много бункеров, которые находятся за пределами населенных пунктов. Самым, пожалуй, известным является огромный комплекс, расположенный внутри горы Зонненберг (кантон Люцерн). На момент постройки - 1976 год - он был самым большим гражданским противоатомным убежищем в мире.
Исключения подтверждают правило: большинство прочих держав не столько трепетно относятся к жизни и безопасности своих граждан. Кто-то - из-за бедности, кто-то - по причине прекраснодушия и беспечности, кто-то - в силу укоренившегося представления о подданных как о расходном материале: бабы, мол, еще нарожают.
Но нет худа без добра: недостаток государственной заботы в этой сфере открывает широкий простор для бизнеса. Мир охватил настоящий бум строительства приватных убежищ. Один из наиболее ярких примеров - сверхсекретный комплекс, который, по сведениям американской прессы, возводит для себя на Гавайях, на острове Кауаи, глава компании Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) мультимиллиардер Марк Цукенберг.
"Согласно планировочной документации, объект, известный как "ранчо Koolau", будет включать подземное убежище площадью 5000 квадратных футов, иметь собственные источники энергии и продовольствия, а вместе с ценами на землю его стоимость превысит 270 миллионов долларов", - пишет еженедельник The Wired. Проект настолько масштабный и настолько секретный, что немалая часть населения острова связана подпиской о неразглашении. Тем не менее все на острове знают, что хозяин "ранчо Koolau" - Марк Цукерберг.
Русская защита
Не обошла бункерная мода и нашу страну. Открыв Интернет, можно сходу обнаружить как минимум десяток российских компаний, предлагающих соответствующие услуги.
"Максимальная безопасность, - рекламирует свою продукцию, "сверхзащищенный частный бункер", одна из таких фирм. - 7 степеней защиты от воздействия агрессивной среды (огонь, дым, радиация, вирусы, ударная волна и пр.). Способен выдержать ядерный взрыв на близком расстоянии. Невозможно проникнуть снаружи.
Автономные климатическая и вентиляционная системы. Регенерация воздуха. Автономная энергетическая установка. Система выработки и очистки воды. Система мониторинга окружающей среды. Инженерные системы способны обеспечить 25 лет комфортной жизни... Сдача готового объекта - через 45 дней после подписания контракта".
В общем, если верить рекламе, все, как в лучших бункерах Швейцарии. Ну, с той разницей, что в Швейцарии доступ к подобным "ноевым ковчегам" есть у каждого жителя страны, а у нас - лишь у "тварей", обладающих достаточным количеством денежных средств. Сколько стоит "ковчег", на сайте, правда, не сообщается. Цена, по-видимому, как говорят в таких случаях, договорная.
Но есть и варианты с твердым прейскурантом. Скажем, обнаруженный в ассортименте одной компании "проект «Эконом»" - "компактное убежище с размерами 4м*2м*2м, вмещающее в себя 3 спальных места" и предусматривающие наличие электропитания, вентиляции, бака с запасом воды, умывальника, биотуалета, генератора, гидроизоляция и утепления - обойдется, с учетом стоимости монтажных работ и оборудования, в 3 миллиона 832 тысячи рублей.
Цена по нынешним меркам отнюдь не астрономическая. Но о том, чтобы пережить в таком убежище "ядерный взрыв на близком расстоянии", а затем счастливо перезимовать "ядерную зиму", нечего и мечтать. Хотя фирма, справедливости ради, и не дает ложных надежд. Такое укрытие "защитит вас от минометных снарядов, пожаров, природных катаклизмов и техногенных катастроф", сообщает фирма о своем детище. И предлагает "построить бомбоубежище на вашем участке за 21 день в Москве и Московской области".
Один из главных аргументов: "Рыночная стоимость недвижимости растет ежегодно... Ваш дом с бункером станет фаворитом для будущего покупателя". Довод, что и говорить, сильный. Но, как говорил незабвенный "великий комбинатор", это не Рио-де-Жанейро. В смысле - не Швейцария и даже не Финляндия.
Хотя кое в чем и мы можем утереть нос загранице. Если верить слухам об убежищах, призванных сохранить для страны ее лучших людей, - тех, кто руководит нами, и тех, кто помогает им в этом нелегком деле, - то равных русским нет. Судя по этим слухам, супербункеры, позволяющие первым и вторым лицам комфортно пережить апокалипсис, имеются чуть ли во всех уголках России: в Москве и Подмосковье ("Бункер ?1", "Раменки-43"), в Свердловской области (бункер "Грот"), в Башкирии (комплекс под горой Ямантау), на Алтае, на Валдае, в Сочи...
Не верить этим слухам вроде бы оснований нет. Странно и нелогично было бы, напротив, если подобных "ковчегов" не существовало, если бы капитаны нашего корабля полагались бы в таком важном деле, как личная безопасность, на утлые шлюпки и авось. По крайней мере, до сих пор за нашими капитанами такого не водилось. Однако подтвердить - или, не дай бог, опровергнуть - молву, представить прямые, неопровержимые доказательства существования таких объектов, нет никакой возможности.
Но есть косвенные свидетельства. И одним из свидетелей является ваш покорный слуга, которого нелегкая судьба журналиста некоторое время назад - не будем уточнять, какое именно, - занесла на комбинат "Эталон", входящий в систему Федерального агентства по государственным резервам. Причем занесла она его туда, надо заметить, первым из нашего брата. Гордится тут особо нечем, но факт есть факт.
...Несколько минут неспешного спуска, и клеть подъемного механизма замирает на нулевой отметке. До земной поверхности 125 метров. "Приехали", - буднично констатирует сопровождающий, хотя моменту, пожалуй, соответствовало бы нечто более торжественное: все-таки нога представителя прессы впервые ступила в подземную кладовую Росрезерва. Полвека назад горная выработка в Тульской области, где когда-то добывался гипс, была приспособлена для хранения стратегических запасов страны.
Вход в "закрома родины", расположенный в чистом поле, укрыт от любопытных глаз высоким бетонным забором с колючей проволокой, охраняемым стрелками. Это первая линия обороны. Последняя - пост охраны под землей. Плюс сигнализация на каждом шагу. Словом, все по-военному. Собственно, и создавался "Эталон" с расчетом на возможную войну, причем на войну атомную.
Огромное подземное убежище, снабженное автономным источником питания и неисчислимыми запасами продуктов питания, могло бы укрыть от последствий ядерной атаки население небольшого города. Подобно подводной лодке, хранилище разбито на отсеки, которые отделены друг от друга массивными герметичными дверями. Если в один из штреков хлынет вода или проникнет радиация, остальные сохранят жизнеспособность.
Что же касается внутренностей "подлодки", то представьте себе пещеру-"камеру" шириной 10 метров, высотой 11 и длиной немногим менее километра. Посредине - уходящий вдаль на сколько хватает глаз гигантский штабель из мешков с сахарным песком. В соседней камере - необозримые ряды ящиков с мясными и рыбными консервами. В третьей - крупа... Таких камер на комбинате "Эталон" несколько десятков. В каждой - отдельный вид провианта: комбинат специализируется на хранении продовольствия.
Зимой и летом в пещерах плюс 8-10 градусов: каменные стены подземелья сами поддерживают температурный режим. А вот с влажностью приходится бороться. Специальные установки денно и нощно осушают воздух, вентиляторы гоняют его по камерам, не давая застаиваться. Мощные насосы всегда наготове на случай внезапного прорыва воды...
При всей своей грандиозности "Эталон" - лишь небольшая часть гигантского "архипелага" Росрезерва, многочисленные "острова"-комбинаты которого, неприметные для посторонних, разбросаны по всей территории страны. Большинство их, правда, расположены на поверхности, но и подземелий тоже немало.
К чему весь этот рассказ? Мораль проста: если уж у нас так тщательно оберегают "стратегическую" тушенку, то просто захватывает дух от мысли о том, какие масштабы и формы имеют "ковчеги" для тех, кто вырабатывает саму стратегию. Короче говоря, если кто-то тревожился по этому поводу, то может выдохнуть: в любом случае не останемся без руля и ветрил. Но пока, увы, это единственная утешительная новость на тему глобальной безопасности.