«За Моздок ответите»: эксперты оценили налет дронов ВСУ на военный аэродром
По словам главы региона, в Моздоке силами ПВО были сбиты три беспилотника, которые прилетели с украинской стороны.
По словам главы региона, в Моздоке силами ПВО были сбиты три беспилотника, которые прилетели с украинской стороны. Целью был военный аэродром. Слава богу, обошлось без жертв и разрушений.
В Сети появилось сразу несколько видео, на одном из которых хорошо различим летящий беспилотник. Позже были опубликованы фото с многочисленными обломками сбитых дронов. По ним специалисты идентифицировали беспилотный летательный аппарат ВСУ «Лютый». Его заявленная дальность — 800 км.
Аэродром в Моздоке — стратегический объект. На нем базируются самолеты дальней авиации, а также носители «Кинжалов» - истребители МиГ-31К.
Выбрать цель и точные ее координаты при современном уровне развития технологий дистанционного зондирования Земли из космоса не представляет труда: спутниковые фото высокого разрешения практически в прямом доступе.
Куда сложнее составить такой маршрут полета дронов, чтобы он не попадал в зону действия наших средств ПВО. Тут Вооруженным силам Украины не обойтись без помощи западных спонсоров. Спутники радиотехнической разведки США и стран НАТО постоянно мониторят работу наших радаров и делятся нужной информацией с ВСУ. Благодаря этому, очевидно, уродроны смогли пролететь Краснодарский и Ставропольский край и добраться до Северной Осетии.
Хотя некоторые эксперты не исключают, что дроны могли запустить диверсанты с территории России или сопредельных государств. Ну, например, с территории Грузии. Естественно, без ведома местных властей.
Если дрон летит на автопилоте — по заданной программе, то ему не нужно поддерживать связь с оператором. Он лишь фиксирует во время полета назначенные ориентиры и автоматически корректирует траекторию. Можно, конечно, глушить сигналы навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС или GPS. Но, как показывает опыт, современные дроны научились проскакивать «глухие зоны», а затем опять выходить на заданный маршрут.
В этом случае вся надежда на наши средства наблюдения и зенитные комплексы. Беда в том, что наземные радары низколетящие цели видят плохо или совсем не видят. Сплошного радиолокационного поля для обнаружения воздушных целей на малых и сверхмалых высотах у нас, к сожалению, нет.
Эксперты советуют на этот случай массово использовать привязные аэростаты с нужной радиотехнической или оптической аппаратурой. Они могли бы легко обнаруживать такие цели на фоне земли и передавать информацию на командные пункты ПВО. Такие системы, кстати, давно используются израильской армией. У нас на эту тему много говорят, но до массового внедрения пока дело не дошло.
Наводиться дроны на цель, кстати, могут и оператором. Когда речь идет о расстояниях в сотни километров, простая связь бессильна. В ход идет спутниковая. Например, система «Старлинк» Илона Маска. Более 4000 спутников на низкой орбите обеспечивают прямой доступ в интернет практически в любой точке земного шара.
Тут с нашей стороны нужны другие способы противодействия. Например, глушить сигналы «Старлинк». За два года СВО мы научились это делать. ВСУ и НАТО очень этим обеспокоены. Опыт надо масштабировать на европейскую территорию России.
Некоторые эксперты предлагают более радикальную меру — сбивать спутники «Старлинк». Теоретически это возможно. Например, создать нечаянно облако шрапнели в одной из орбитальных плоскостей космической системы «Старлинк». И тогда аппараты в этой плоскости один за одним поневоле выйдут из строя. Не исключено, что до этого дойдет дело, поскольку связные спутники Илона Маска стали элементом боевого обеспечения действий ВСУ, иными словами — стали оружием на орбите.
Ну, и наконец, проблема беспилотных атак на российские военные аэродромы имеет еще один очень важный аспект: почему, собственно, недешевая авиационная техника у нас стоит на открытых стоянках, а не в защищенных, обвалованных железобетонных укрытиях? Тут не обойтись без короткого исторического экскурса.
Дело в том, что авиационные ЖБУ — железобетонные укрытия — успешно строились у нас еще с 60-х годов. Но строились они в основном на передовых рубежах Варшавского договора — в ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии. Чуть меньше их было во втором эшелоне — на территории Белорусского, Киевского, Одесского и Прикарпатского военных округов.
После развала Союза все это добро досталось нашим бывшим союзникам, ставшим частью блока НАТО, ну и экс-союзным республикам. В российских регионах, в третьем эшелоне, во времена СССР авиационные ЖБУ не строились. Тем более их не строили после 1991 года: мы же думали, что НАТО теперь наш партнер. Ну, ошиблись, с кем не бывает.
Как отмечают многие эксперты, озаботиться проблемой укрытий самолетов на аэродромах стоило уже давно, задолго до начала СВО. Так, в 2018 году террористы в Сирии организовали массированную атаку на наш аэродром в Хмеймим. Это был первый тревожный звонок. В Сирии, кстати, самолетные укрытия таки построили.
Потом были атаки наших аэродромов дронами и ракетами ВСУ. Первые из них случились еще в феврале 2022 года.
А что же делать сейчас? Быстро все необходимые защитные сооружения не возведешь, нужно время и средства. Но делать это надо. Ограничиться использованием в качестве средств защиты горами автомобильных покрышек или изображением на местах стоянки авиатехники полноразмерных самолетов не получится. Маловато будет.
Остается одно — начать строительство сооружений и одновременно предпринять весь комплекс мер по защите дорогостоящей авиатехники на наших аэродромах — от насыщения ПВО средствами наблюдения и поражения до качественной маскировки важных объектов и повышения мобильности нашей авиации.
Справимся. Не впервой. А в завершение стоит процитировать главу Республики Северная Осетия – Алания Сергея Меняйло: «Ответ на провокации ВСУ будет. Наши ребята на фронте над этим работают».
Между тем, по неподтвержденным данным, вслед за беспилотной атакой на Моздок ВСУ атаковали военный аэродром в Ахтубинске. На космических снимках видны следы пожара вблизи стоянки нашего истребителя 5-го поколения Су-57. Кстати, стоял он тоже на открытой и незащищенной стоянке.