За двумя стульями: загадки и разгадки интервью Павла Дурова Такеру Карлсону
Во-первых, из предпринимателей, входящих в первую двадцатку списка Forbes "110 российских миллиардеров", Дуров самый молодой.
Во-первых, из предпринимателей, входящих в первую двадцатку списка Forbes "110 российских миллиардеров", Дуров самый молодой. В этом рейтинге он занимает 10-место - состояние оценивается в 11,5 миллиарда долларов. И что хотите говорите, но при всех талантах и трудолюбии Павла Валерьевича без помощи фортуны сорвать такой джекпот было бы невозможно. Словом, как говорят про таких счастливчиков в определенных кругах, фартовый фраерок.
Пардон, конечно, за криминальный жаргон, но в данном случае он вполне уместен. Судя по интерьеру дубайского офиса Дурова, в котором проходило интервью, он совсем не чурается этой интересной социальной страты. По крайней мере, ее фольклора.
Инсталляция, маячившая за спиной Дурова, являет собой материализацию "классической" тюремной загадки: "Есть два стула, на одном пики точены, на другом ... (мужские половые органы). На какой сядешь, на какой мать посадишь?" Правильный ответ, для справки, такой: "Возьму пики точены, срублю... Сам сяду и мать посажу".
Вряд ли Такер Карлсон понял смысл этой композиции. И еще менее то, с какой целью Дуров ему и зрителям ее продемонстрировал. Да что там Карлсон. Теряться в догадках приходится даже тем, кто в курсе блатного прикола. По одной из версий, Дуров решил малость потроллить Карлсона и его аудиторию, похулиганить, подурачиться.
Не без этого, наверное. Но, думается, развлечение было одновременно и месседжем. Ведь если вдуматься, неприличная инсталляция выражает жизненную философию Павла Дурова. Известное выражение: "Сидеть на двух стульях" - не про него. Дуров на "стульях" не сидит и сидеть не собирается, одинаково их не принимая и избегая. Своей инсталляцией он как говорит: "Чума на оба ваших стула. Я сам по себе".
О том же, и уже безо всяких ребусов, прямым текстом, он говорит и в интервью. Дурову не нравится ни в России, которую он покинул еще в 2014 году и не обещал вернуться, ни на Западе. И там, и тут ему приходилось и приходится сталкиваться с попытками государства контролировать распространение и обмен информацией. А главная ценность для него - свобода.
В принципе, это кредо можно было проиллюстрировать и по-другому, более приличной инсталляцией. По мотивам, например, сказки про колобка. "Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя, зайца, не хитро уйти...". Карлсон и его соотечественники, правда, и тут бы ничего не поняли. Зато соотечественникам Дурова все сразу стало бы ясно.
Хотя нет, этот вариант пожалуй, все-таки не подойдет. Ну, в смысле, не понравится самому Дурову. Как мы помним, заканчивается эта так весело начавшаяся история отнюдь не хэппи-эндом. Идея сказки в том, что на каждого хитрого, свободолюбивого независимого колобка найдется в конце концов еще более хитрая лиса.
Судьба Павла Дурова складывается несравнимо более счастливо: на его жизненном горизонте пока что никаких таких экзистенциальных угроз не просматривается. Его детище, мессенджер Telegram, одинаково востребован по обе стороны разделивших планету баррикад. Наиболее показательна в этом отношении ситуация в России: Telegram - любимый мессенджер и власти, и ее оппонентов.
Но если Павел Валерьевич считает, что ему удалось всех перехитрить, использовать оба "стула" в своих интересах, то он, пожалуй, сильно ошибается. Используют в данном случае не он, а его. И как только он перестанет быть "одинаково полезным", выбор между "стульями" ему сделать все-таки придется. От судьбы не уйдешь.