Выборы во Франции завершились необычным и катастрофическим для Макрона исходом: что дальше
Результаты выборов показывают, что французские избиратели предпочли предоставить широкой левой коалиции большинство мест в парламенте на ключевых парламентских выборах, не подпуская крайне правых к власти, отмечает Associated Press.
Результаты выборов показывают, что французские избиратели предпочли предоставить широкой левой коалиции большинство мест в парламенте на ключевых парламентских выборах, не подпуская крайне правых к власти, отмечает Associated Press. Однако ни одна партия не получила абсолютного большинства, что поставило Францию в неопределенную, беспрецедентную ситуацию.
Центристский альянс президента Эммануэля Макрона оказался на втором месте, а ультраправые — на третьем, что по-прежнему значительно увеличивает число его мест в Национальной ассамблее, нижней палате парламента Франции.
Пока нет четкой информации о возможном будущем премьер-министре. Макрон говорит, что подождет, чтобы определиться со своими дальнейшими шагами, и на этой неделе отправляется в Вашингтон на саммит НАТО.
Новые законодатели могут приступить к работе в парламенте в понедельник, а их первая сессия начнется 18 июля, отмечает Associated Press.
Пока же французский парламент, похоже, рискует застрять в подвешенном состоянии.
В результате выборов сформировались три основных политических блока, но ни один из них не близок к большинству, по крайней мере, в 289 мест из 577.
Национальное собрание является самой важной из двух палат парламента Франции. В процессе принятия законов именно оно имеет решающее значение по сравнению с Сенатом, в котором доминируют консерваторы.
Хотя это не редкость в других европейских странах, в современной Франции никогда не было парламента без доминирующей партии, напоминает AP.
Такая ситуация требует от законодателей достижения консенсуса между партиями, чтобы согласовать позиции правительства и законодательство. Н о нестабильная политическая ситуация во Франции и глубокие разногласия по налогам, иммиграции и ближневосточной политике делают это особенно сложным.
Это означает, что центристские союзники Макрона не смогут проводить свою политику в поддержку бизнеса, включая обещание пересмотреть пособия по безработице. Это также может затруднить принятие бюджета.
Возникает вопрос: сможет ли Макрон договориться с получившими по итогам второго тура "золото" левыми?
Да, Макрон может попытаться договориться с умеренными левыми о создании совместного правительства. Но ожидается, что такие переговоры, если они состоятся, будут очень сложными, поскольку во Франции нет традиций такого рода соглашений.
Сделка может принять форму свободного, неформального союза, который, вероятно, будет хрупким.
Макрон заявил, что не будет сотрудничать с крайне левой партией "Непокоренная Франция", но, возможно, он мог бы протянуть руку социалистам и "зеленым". Однако те могут отказаться принять это предложение.
На прошлой неделе макроновское правительство приостановило действие указа, который ограничивал бы права трудящихся на получение пособий по безработице, что было истолковано как жест в сторону левых.
Если хозяин Елисейского дворца не сможет договориться о политической сделке, Макрон может назначить техническое правительство, состоящее из экспертов, не связанных с политическими партиями. Такое правительство, скорее всего, занималось бы в основном повседневными делами по поддержанию функционирования Франции.
Однако ситуация осложняется тем, что любой из этих вариантов потребует одобрения парламента.
Ещё одна проблема: неоднородность занявшего первое место на выборах левого блока.
В последние месяцы левые были раздираемы разногласиями, особенно после нападения ХАМАСА на Израиль 7 октября.
"Непокоренная Франция" Меланшона подверглась резкой критике со стороны других, более умеренных левых, за свою позицию в отношении конфликта. Лидеры крайне левых решительно осудили ведение Израилем войны с ХАМАСОМ и обвинили его в проведении геноцида против палестинцев. Они столкнулись с обвинениями в антисемитизме, которые решительно отрицают.
Социалисты независимо баллотировались на выборах в Европейский союз в прошлом месяце, набрав около 14% голосов, в то время как "Непокоренная Франция" получила менее 10%, а "зеленые" - 5,5%.
Однако решение Макрона назначить досрочные парламентские выборы подтолкнуло лидеров левых сил к быстрому согласию о формировании новой коалиции - "Нового народного фронта", напоминает Associated Press.
Их совместная платформа обещает повысить минимальную зарплату с 1400 до 1600 евро, отменить пенсионную реформу Макрона, которая повысила пенсионный возраст с 62 до 64 лет, и заморозить цены на основные продукты питания и энергоносители. Все это вызывает беспокойство финансовых рынков.
Нынешний премьер-министр Габриэль Атталь заявил, что подаст в отставку в понедельник. Он также заявил, что готов оставаться на своем посту во время предстоящих Олимпийских игр в Париже и так долго, как потребуется. Текущими делами будет заниматься временное правительство в ожидании дальнейших политических переговоров.
В офисе Макрона говорят, что он “подождет, пока новое Национальное собрание самоорганизовается”, прежде чем принимать какие-либо решения по новому правительству.
Нет четких сроков, когда Макрон должен назначить премьер-министра, и нет четкого правила, согласно которому он должен назначить премьер-министра от крупнейшей партии в парламенте.
Ну, а то насчет Макрона?
Президентский срок продлится до 2027 года, и он заявил, что не уйдет в отставку до его окончания.
Не имея большинства и возможности реализовать свои планы, Макрон - а значит, и его сторонники - выходит ко времени выборов ослабленным.
В соответствии с конституцией Франции, он по-прежнему обладает некоторыми полномочиями в области внешней политики, европейских дел и обороны, а также отвечает за ведение переговоров и ратификацию международных договоров. Президент республики также является главнокомандующим вооруженными силами страны и обладает ядерными кодами.
Есть вероятность, что новый премьер-министр не сможет или не захочет серьезно противостоять усилиям Макрона в области обороны и внешней политики и вместо этого сосредоточится на внутренней политике.
Премьер-министр подотчетен парламенту, возглавляет правительство и вносит законопроекты.