• Новости
  • Политика
  • Востоковед Самарская оценила слова Белого дома о полномасштабной войне Израиля и Ирана
Фото: Global Look Press Фото: Global Look Press

Востоковед Самарская оценила слова Белого дома о полномасштабной войне Израиля и Ирана

Представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби в четверг заявил, что Вашингтон «очень обеспокоен» эскалацией напряженности в отношениях между Израилем и Ираном после смертельного авиаудара по посольству Исламской Республики в Сирии.

Представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби в четверг заявил, что Вашингтон «очень обеспокоен» эскалацией напряженности в отношениях между Израилем и Ираном после смертельного авиаудара по посольству Исламской Республики в Сирии. В результате атаки погибли два генерала и пять офицеров КСИР.

Реакция Тегерана начала поступать незамедлительно. МИД страны заявил, что атака Израиля нарушает нормы международного права, а израильский премьер Биньямин Нетаньяху, вероятно, утратил «душевное равновесие».

Было подчеркнуто, что Иран оставляет за собой право «наказать агрессора», и ответ будет жестким. Постпредство Ирана при ООН назвало израильский удар террористическим актом.

«Агрессорский сионистский режим несет полную ответственность за его последствия. Исламская Республика Иран оставляет за собой законное и неотъемлемое право в соответствии с международным правом и Уставом ООН принять решительный ответ на такие предосудительные действия», – заявила заместитель постоянного представителя Ирана при ООН Захра Эршади.

При этом иранская сторона отмечает, что «представители США и Великобритании в очередной раз попытались отрицать свою ответственность за сложившуюся в Сирии ситуацию, ложно обвинив Иран. Иран решительно отвергает эти обвинения. Иран никогда не стремился способствовать распространению конфликта в регионе, не стремился к эскалации или распространению напряженности на весь регион. Несмотря на выражение озабоченности по поводу распространения конфликта в регионе, Соединенные Штаты пытаются использовать эту ситуацию для дестабилизации Сирии и всего региона. Соединенные Штаты несут ответственность за все преступления, совершенные израильским режимом».

В беседе с корреспондентом CNN Джон Кирби заявил, что Белый дом «обеспокоен» возможностью перерастания напряженности между Ираном и Израилем в полномасштабную войну в свете нападения, добавив: «Мы все воспринимаем это очень, очень серьезно. Никто не хочет эскалации этого конфликта».

Появление Кирби на CNN произошло также через несколько часов после телефонного разговора президента США Джо Байдена с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Это был первый разговор двух лидеров после израильского удара по Дейр-эль-Балаху (центральная часть сектора Газа), который унес жизни сотрудников некоммерческой организации «Всемирная центральная кухня».

Согласно отчету Белого дома о 30-минутном телефонном разговоре, Байден проинформировал Нетаньяху, что общий гуманитарный кризис в Газе был «неприемлемым», и «дал ясно понять, что политика США в отношении Газы будет определяться нашей оценкой немедленных действий Израиля по этим вопросам».

Но Вашингтон при этом продолжает поддерживать право Израиля на самооборону. Кирби в разговоре с корреспондентом CNN сослался на то, что угроза возмездия со стороны Ирана «подчеркивает угрозу израильскому народу в государстве Израиль»: «Одним из моментов, которые президент Байден донес в своем разговоре с Нетаньяху, особенно в отношении иранской угрозы, является то, что США будут поддерживать вас, мы будем помогать вам защищаться от этих многочисленных угроз».

Что касается самого Израиля, ЦАХАЛ уже принял меры повышенной готовности в свете угроз Ирана о мести. В четверг было объявлено: «В соответствии с оценкой ситуации было решено, что будет временно приостановлен отпуск для всех боевых подразделений ЦАХАЛ».

Как отметил официальный представитель израильской армии Даниэль Хагари, «за последние шесть месяцев мы находились в разгаре войны на многих аренах и находимся в состоянии повышенной боевой готовности на всех аренах. Мы отслеживаем угрозы и постоянно противодействуем им с нескольких арен и находимся в высоком состоянии как оборонительной, так и тактической готовности».

Было также упомянуто о повышении боевой готовности боевых частей ЦАХАЛ «там, где это было необходимо», в том числе авиацию.

Все аналитики в едином порыве говорят о том, что война между Ираном и Израилем ознаменовала бы значительную эскалацию конфликта на Ближнем Востоке. Тегеран, подчеркнем, избегал прямого участия в вооруженном конфликте. Обе стороны избегают нанесения ударов непосредственно по территории друг друга.

Однако страх, что Иран вот-вот ударит по Израилю, возник не на пустом месте. Портал Axios со ссылкой на израильские источники сообщил: «Израильские официальные лица утверждают, что у них есть разведданные, которые показывают, что Иран может атаковать Израиль со своей территории, используя баллистические ракеты большой дальности, крылатые ракеты или беспилотные летательные аппараты».

Израиль заявил США, что, если Иран предпримет атаку со своей территории, это вызовет решительную реакцию Израиля и выведет нынешний конфликт на другой уровень, сообщили Axios израильские официальные лица.

Но действительно ли все так однозначно и Ближний Восток уже находится на пороге полномасштабного столкновения Израиля и Ирана?

– О масштабной эскалации говорить, наверное, сложно. Но понятно, что опасения есть, – комментирует в разговоре с «МК» научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская. – В принципе, с самого начала нынешнего обострения палестино-израильского конфликта с 7 октября и далее были опасения по поводу полномасштабной войны в регионе. Пока ее удавалось избегать. Сейчас сложно прогнозировать, но пока все-таки она кажется маловероятной и, скорее всего, стороны обойдутся какими-то точечными ударами через прокси. И, скорее всего, не прямыми. Поэтому это предупреждение, это риск. Исключать на 100% это нельзя. Но пока это представляется маловероятным.

– Если в теории допустить, что такое произойдет, какова может быть реакция США и стран Ближнего Востока? Они сразу включатся в помощь той или иной стороне или будут вести себя сдержанно?

– Поскольку этот сценарий представляется маловероятным, очень сложно просчитать реакцию и внешних, и внутрирегиональных игроков. Они могут быть разными. Поскольку ситуация во многом будет в этом плане беспрецедентной, потому что эскалация в этих условиях может оказаться не вполне предсказуемой, сложно говорить о каких-то конкретных реакциях.

– Любопытно поведение США. С одной стороны, они очень недовольны действиями Израиля в секторе Газа, есть недовольство и самим Нетаньяху. С другой стороны, Вашингтон продолжает настаивать на том, что он будет помогать Тель-Авиву столько, сколько потребуется. Как можно объяснить эту логику?

– Израиль для них является одним из ключевых стратегических союзников, поэтому естественна их поддержка Израиля. С другой стороны, это не значит, что США соглашаются со всеми действиями Израиля, они могут критиковать, оказать на него какое-то влияние. Но эта критика не влияет на стратегический характер отношений и не влияет на заинтересованность обеих сторон в сохранении этих контактов и отношений.

– Звучат также призывы к смене власти в Израиле. Причем не только со стороны некоторых американских и израильских чиновников, но и со стороны израильских граждан. В данных условиях, насколько вероятна вообще смена власти в еврейском государстве?

– Скорее всего, выборы в Израиле пройдут после окончания военных действий. Но напряжение в обществе и политических кругах действительно существенное. Выборы вероятны, но маловероятно их проведение во время войны. Скорее всего, это случится уже после.


Может быть интересно