Фото: AP Фото: AP

В дома мирных жителей Купянска заселили нацистов «Азова»

Ещё до разрушения одного из мостов над рекой Оскол, разделяющего Купянск на две части и поставившего ВСУ в затруднительное положение, город наводнили националисты из «Азова», иностранные наёмники и бойцы ВСУ.

Ещё до разрушения одного из мостов над рекой Оскол, разделяющего Купянск на две части и поставившего ВСУ в затруднительное положение, город наводнили националисты из «Азова», иностранные наёмники и бойцы ВСУ. Их заселяли в школы, административные здания и частные дома – целыми улицами.

Такому соседству оставшиеся в Купянске мирные жители совсем не рады, ведь по расположениям боевиков периодически прилетают снаряды, а взрывная волна повреждает ближайшие дома - как минимум, выбивая окна, а в некоторых случаях, складывая их, как карточные домики.

К тому же радикалы не только сами обживают чужие жилища, но и используют их под склады боеприпасов. «Кисловка. 5 минут назад был прилет, скорее всего, в дома. Сейчас слышно детонацию боеприпасов», - пишет Telegram-канал «Купянский район для своих». А если дома не используются как склад, то просто заминированы националистами - на случай захода в них российских солдат. Сами боевики традиционно занялись в городе мародёрством, бандитизмом и поисками «диверсантов» среди пророссийского населения.

Эвакуируются из города далеко не все. До сих пор в Купянске продолжают работу специальные службы: медики, полиция, пожарные. Последние, правда, из-за разрушенного моста и большого количества пожаров работают с большим опозданием, а то и вовсе не приезжают на вызов.

А вот пенсионный фонд, например, уже не работает, как и городская администрация, здание которой разрушено, а сотрудники ретировались из города. Спешно покинуло Купянск и всё командование ВСУ.  В городе, по словам местных, остались «самоубийцы». Например, продолжают работать коммунальные службы, на которые легла задача по ликвидации последствий обстрелов.

«Кто же будет тут убирать осколки все эти, если не мы? - задаётся вопросом сотрудник ЖКХ Олег. - Мы останемся тут в любом случае. У меня дом свой, на кого я его оставлю?»

Эвакуация в Купянске принудительная только для детей, для взрослых же – добровольная. Но кто из родителей захочет отдать неизвестным людям своего ребёнка, которого потом можно и не найти?

Те, кто хотят остаться дома, должны будут в обязательным порядке написать письменный отказ, но перед этим сотрудники полиции проведут с ними разъяснительные беседы. Известные и случаи, когда на людей, не пожелавших писать отказ, во время таких бесед оказывалось давление.

Кроме того, украинская власть усиленно запугивает население, принуждая к эвакуации под предлогом того, что оставшихся жителей могут обвинить в симпатии к ВС РФ со всеми соответствующими последствиями.

«Мы общаемся с людьми и уговариваем их сделать это, потому что будет горячо, - рассказывает полицейский Кирилл, - Есть такие случаи: пока им в огород не прилетит, они не хотят уезжать. Потом уедут и хотят вернуться, потому что вспомнят, что им нужно картошку выкопать. Вот такие вот они люди». Полицейские также сопровождают эвакуационные автобусы до выезда в безопасную зону. Уехать из города, кстати, можно только автомобильным транспортом. Железнодорожное сообщение нарушено российскими ударами - чтобы ВСУ не могли снабжать группировку в городе боеприпасами и подкреплением.

Охотнее люди уезжают из небольших поселений в пригороде Купянска, уже разрушенных обстрелами практически до основания. Те, кто остались в них, сплотились и помогают друг другу всеми возможными способами. По самому Купянску даже расклеены объявления с призывами к эвакуации. В них – обещания о размещении в Харькове, на Западной и центральной Украине и даже «за кордоном». Для маломобильных людей и семей с детьми авторы листовок обещают специальную программу и помощь. На деле же те, кто решился уехать, сталкиваются совсем с другим. «Волонтеры, которые вывозят людей из Купянска в Харьков, бросают их на станции метро «Индустриальная» и говорят, что дальше сами, куда хотите двигайтесь.

Многие начинают очень сильно ругаться и требовать отвезти назад в Купянск (пару раз людей возвращали целым автобусом).», - пишет Telegram-канал «Купянск наш».

Те, кого все же размещают во временном жилье, вынуждены ютиться в общежитиях, стены которых проедены плесенью и грибком, в соседстве с крысами, блохами и тараканами. В одну комнату могут заселить сразу по две – три семьи, с детьми и пенсионерами. Многие горожане хотят вернуться, но назад пути уже нет – из-за боевых действий дороги на въезд в город перекрыты. 

Но и в самом Купянске сейчас тяжело: в городе периодически нет воды, газа и электричества. Многие трубы перебиты, а когда их вновь починят, никто не знает. Опустели и магазины в Купянске – товар не привозят. Пока есть возможность, люди заказывают продукты через интернет или обращаются за помощью к волонтёрам. И всё же, несмотря на все трудности, люди не готовы покидать родные дома.

«Меня ранило осколком, я почти лишилась зрения, но всё равно никуда не поеду, - пишет пенсионерка Валентина. - Я люблю Купянск, люблю эту землю. Мне никто не нужен, и мы нигде не нужны».


Может быть интересно