Установил флаг на северном полюсе: сослуживцы рассказали о новом и.о. главкома ВМФ

— Александр Алексеевич прошел нестандартный путь флотского офицера-подводника, — говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин.

— Александр Алексеевич прошел нестандартный путь флотского офицера-подводника, — говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин. — В 1987 году он окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова в Петродворце. Как один из лучших выпускников, попал на Северный флот. На атомной подводной лодки К-117 был назначен инженером вычислительной группы радиотехнической боевой части. То есть это — не прямой путь на капитанский мостик. Потом он стал начальником радиотехнической боевой части. Проявил себя как человек, способный двигаться далее по командной линии. В 1992 году Александр Моисеев стал старшим помощником командира АПЛ К-117 по боевому управлению. Это очень редкий случай, таких людей очень мало.

Свой первый орден Мужества Александр Моисеев получил, будучи старпомом на атомном подводном крейсере стратегического назначения К-18 «Карелия».

Это было в 1994 году. После развала Советского Союза и реформирования армии интенсивность дальних походов снизилась. Но в канун 300-летия Российского Флота было решено организовать групповой арктический поход атомоходов. К Северному полюсу отправились ракетоносец К-18 и многоцелевая подводная лодка Б-414 флотилии Северного флота. Старшим похода был назначен командир дивизии контр-адмирал Александр Берзин.

— Я был на борту К-18, когда мы приблизились к точке географического северного полюса, экипаж с помощью эхоледомера нашел в сплошном льду заветное «окошко», — рассказывает Александр Берзин. — Произошло всплытие. Стояла задача впервые в истории установить в точке, где сходятся все меридианы и часовые пояса, российский триколор и Андреевский флаг.

«Арктический адмирал» Александр Берзин вспоминает: чтобы не вытаскивать штатную шлюпку, предназначенную для спасения, он захватил с собой из дома надувную резиновую лодку, которую обычно использовал для рыбалки. В «знаменную группу» выбрали самых достойных — старшего помощника командира К-18 капитан-лейтенанта Александра Моисеева и флагманского штурмана дивизии капитана 2 ранга Владимира Богомазова.

— До ледового берега было метров 15. Когда подводники в спасжилетах погрузились в резиновую лодку, спросили: «Товарищ адмирал, а где весла?» Выяснилось, что я в суматохе, готовясь к рейду на полюс, забыл их дома. Но, как говорится, «голь на выдумку хитра». У нас были с собой шанцевые инструменты, лопаты. Подводники взяли две совковые лопаты и погребли. Так и добрались до  льдины. Установили там флагштоки и на самой северной точке Земли подняли Российский и Андреевский флаги.

Нам также удалось связаться с капитаном 1-го ранга запаса Юрием Юрченко, который тогда был командиром К-18.

— Полюс не покоряется просто так, — рассказывает Юрий Иванович. — В том походе было всякое, в том числе и поломки. Но благодаря воле всех членов экипажа, мы дошли до северного полюса. Поставленная задача была выполнена. Саша Моисеев был у меня старшим помощником по боевому управлению, я благодарен ему за то, что он помогал мне как командиру. Потом я продвигал его, как мог. Он любил службу, был очень грамотным и трудолюбивым.

Во многих свершениях Александр Моисеев был первооткрывателем.

— Мы служили с ним в одной дивизии ракетных подводных крейсеров, — говорит капитан 1 ранга в запасе Игорь Курдин. — В разное время мы командовали атомным ракетным подводным крейсером стратегического назначения К-407 «Новомосковск». Как-то в разговоре со мной он упомянул, что сохранил костяк экипажа, который я заложил.

7 июля 1998 года с подлодки К-407 ракетой-носителем «Штиль» стартом из подводного положения был впервые успешно произведен запуск на низкую околоземную орбиту двух немецких коммерческих микроспутников Tubsat-N и Tubsat-N1. Александр Моисеев, как командир подводной атомной подлодки «Новомосковск», вошел в историю космонавтики.

— Надо заметить, что он имеет большой опыт подледного плавания. Второй орден Мужества он получил, когда в 2007 году, как командир дивизии, возглавил переход атомной подводной лодки «Рязань» с Кольского полуострова на Камчатку. В течение месяца североморцы шли подо льдами, одновременно решая задачи особой важности.

В 2011 году, будучи командиром соединения подводных лодок стратегического назначения Северного флота, за успешно проведенные испытания новейшего оружия и осуществление целого ряда ракетных пусков Александру Моисееву была вручена Золотая Звезда Героя России.

— Почти четыре года Александр Алексеевич командовал Северный флотом. Это — самое мощное, самое крупное объединение ВМФ России. За эти годы флот выполнял все поставленные задачи, при нем не было никаких аварийных происшествий. На сегодняшний день это самый достойный кандидат на пост главкома ВМФ. Все мы надеемся, что будут приняты правильные решения и ошибок не будет.

Капитан 1 ранга в запасе Юрий Юрченко также рад новому назначению Александра Моисеева.

— Лучше него на флоте сейчас никого нет, — отмечает Юрий Иванович.

Контр-адмирал Александр Берзин, который в свое время передавал Александру Моисееву свои зная и опыт, говорит, что очень гордится своим учеником.

- Александр Моисеев — прекрасный человек, прекрасный офицер, прекрасный моряк, — говорит «арктический адмирал» Александр Берзин. — На посту главкома ВМФ он будет на своем месте.