Слова Макрона о вводе войск на Украину заставили Запад согласиться с аргументами России

Главный европейский Иуда Кто уж действительно в Европе мастер эпатажа – так это Эммануэль Макрон.

Главный европейский Иуда

Кто уж действительно в Европе мастер эпатажа – так это Эммануэль Макрон. Текущая неделя в очередной раз это подтвердила, когда после собранной в Париже конференции по обсуждению предоставления помощи Киеву французский лидер не стал исключать, что «наземные силы НАТО могут отправиться на Украину».

Неожиданно? Несомненно. Причем неожиданно это стало во многом именно для западных лидеров. Но для того, чтобы разбираться в мотивах Макрона, давайте для начала вспомним его поведение и заявления с момента начала СВО на Украине.

Многие наверняка могли забыть, что в начале февраля 2022 года президент Франции приезжал в Москву на российско-французский саммит. Переговоры Макрона и Путина тогда длились приличные шесть часов. Уже тогда украинский вопрос и уже в тот момент выходящие из-под контроля действия НАТО были основными объектами обсуждения.

Российский президент подчеркнул в беседе с французским коллегой: «Если Украина будет в НАТО и военным путем будет возвращать себе Крым, европейские страны автоматически будут втянуты в военный конфликт с Россией. В этом случае победителей не будет». Уточнялось, что «не Россия движется к НАТО, а НАТО к России».

Озабоченности Российской Федерации по гарантиям безопасности, подчеркивал Владимир Путин, игнорировались США и Североатлантическим альянсом. Макрону было прямо сказано, что Киев взял курс на демонтаж Минских соглашений.

И вот тут последовал любопытный ответ Эммануэля Макрона. Он это произнес по своей инициативе на пресс-конференции по итогам переговоров с Путиным: «Мы должны совместно показать волю, что мы готовы работать над гарантиями безопасности, построить новый порядок безопасности и стабильности в Европе».

Он же подчеркивал: одной из точек общего интереса России и Запада может стать контроль над вооружениями.

До личной встречи были долгие телефонные разговоры двух лидеров, и после 24 февраля они только продолжились. С момента начала СВО на Украине западные столицы даже обвиняли Макрона в том, что он слишком уж активно ведет диалог с РФ. На это Макрон, казалось бы, достаточно взвешенно отвечал: «Я ответственно подхожу к своей миссии и всегда буду вести переговоры, когда это требуется».

Напомним, что на тот момент министр иностранных дел Франции Катрин Колонна заявляла, что «Париж считает важным сохранять каналы диалога с Москвой и выступает против попыток изоляции РФ».

В сентябре 2022 года Макрон заявляет: «Франция должна сделать всё возможное, чтобы Украина и РФ вернулись за стол переговоров, как только будут готовы». Резюмируя, Макрон подчеркнул, что Франция не воюет с Россией и готова продолжать диалог с Москвой. И как мантра французским президентом повторялось: «Я поддерживал с российской стороной разговор до начала конфликта, в последние месяцы и намерен вести его дальше».

Но, переносясь уже в сегодняшний день, можно оценить, что львиная доля всего сказанного Макроном не имела ничего общего с реальностью. Обратим внимание, что преступные удары ВСУ по мирным кварталам Донбасса производятся при помощи техники в том числе и французского производства. В декабре 2022 года (почти за 10 месяцев с начала СВО на Украине) местное издание Ouest-France со ссылкой на данные Минобороны страны сообщало: Франция с начала вооруженного конфликта поставила Украине бронетехнику, топливо, пусковые установки и гаубицы. В их числе: шесть 155-миллиметровых буксируемых гаубиц TRF1, 18 самоходных артиллерийских установок Caesar, две ракетные пусковые установки LRU и две зенитные системы Crotale.

Еще раз обратим внимание, что это был декабрь 2022 года. К нынешнему моменту объем этих поставок надо умножать в несколько раз. А тут еще и изменилась риторика Макрона, которая удивила даже его союзников по НАТО, настолько она считалась для него нетипична.

Бунт в «цветущем саду»

Если уж Европа, по формулировке главы евродипломатии Жозепа Борреля, – это «сад», то нынешние отношения между его обитателями строятся по законам джунглей. Но не тех «джунглей», которые имел в виду Боррель, а самых настоящих: дремучих, с опасными зверями и неожиданными сюрпризами.

Как пишет Politico, предложение президента Франции Эммануэля Макрона было встречено критикой и свистом. Возглавил эту группу недовольных канцлер Германии Олаф Шольц. Он прямо заявил, что западные правительства сошлись на том, что «на украинской земле не будет ни сухопутных войск, ни солдат, посланных туда из европейских государств или стран НАТО». Тем временем вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек заметил, что вместо этого Франции следует сосредоточиться на наращивании поставок оружия на Украину.

Французские чиновники, конечно, пытались сгладить, мягко говоря, неловкую ситуацию. Они старались убедить публику, что комментарии Макрона были призваны активизировать западные державы и разжечь дебаты о том, что необходимо, чтобы предотвратить победу России. По словам сотрудника Елисейского дворца, они также предназначались для того, чтобы «послать русским сильный стратегический сигнал: «Не делайте ничего глупого».

Но получилось как всегда: глупое сотворил сам Макрон своим же неугомонным языком, заполучив критиков не только в России (которая была целью), но и на Западе.

Автор Politico подчеркивает: если высказывания французского лидера были призваны послать твердое предупреждение Кремлю, то они потерпели полную неудачу – на самом деле, они достигли полной противоположности. Комментарии Макрона обнажили расколы и разногласия на Западе, выражая панику по поводу военного положения Украины.

Приводя высказывания российских политиков по поводу сказанного Макроном, автор американского издания соглашается с ними. Подчеркивается, что у Макрона есть обыкновение высказывать монументальные заявления, которые он впоследствии отменяет, не смущаясь никакими противоречиями или заминками. Или их просто откладывают и забывают, когда он выдвигает какую-то другую «грандиозную идею». Но вопрос о возможности отправки войск НАТО выделяется как вопиющее неправильное понимание не только его коллег, но и европейской общественности, которая все больше беспокоится о том, куда идет конфликт, и способна ли Украина вообще победить.

Politico приводит в пример крупный опрос 12 стран ЕС, опубликованный на прошлой неделе по заказу Европейского совета по международным отношениям (ECFR). Он показывает: общественные настроения по отношению к украинскому конфликту заметно меняются.

Только 10% опрошенных заявили, что верят в победу Украины, 20% предсказали победу России. Если суммировать все вместе, только 31% респондентов заявили, что они предпочитают, чтобы Европа поддерживала Украину, 41% выступал за то, чтобы Европа подталкивала Украину к переговорам.

«Наш опрос показывает, что граждане Европы не в особо героическом настроении. После возможного вывода войск США лишь меньшинство европейцев (в среднем всего 20% – от 7% в Греции до 43% в Швеции) хотели бы, чтобы Европа увеличила свою поддержку Украины», – отмечают представители ECFR Иван Крастев и Марк Леонард.

И вот создается ощущение, что все это прошло мимо Макрона, который, собственно, и со своими гражданами не слишком хочет вести диалог. Уже не первый день в его стране бунтуют фермеры. Но кому это интересно, если за тысячи километров от Парижа загибается Украина.

Но по какой причине еще Макрон вдруг заговорил голосом воинственного «ястреба»? По мнению автора The Guardian Пола Тейлора, французский президент преследовал несколько целей: заставить европейских партнеров задуматься о том, как далеко они готовы зайти, чтобы предотвратить победу России; давление на США, чтобы они продолжали вооружать Украину; выведение президента России Владимира Путина из равновесия; ответ на критику со стороны Германии по поводу того, что Париж, в отличие от Берлина, оказывает Киеву весьма скромную помощь; а также – попытка сбить с толку внутренних оппонентов в предстоящей избирательной кампании в Европейский парламент.

Кстати, по поводу противостояния Парижа и Берлина – очень весомый аргумент. ФРГ и Франция вовлечены во все более жестокую игру с обвинениями в том, кто в большей степени подводит Украину. Шольц давит на то, что его страна предоставила военные товары на сумму 17,7 миллиардов евро к середине января этого года, уступая только США, в то время как Франция выделила всего 640 миллионов евро.

Париж протестует, утверждая, что военная помощь республики в 2022–2023 годах составила 3,2 миллиарда евро, а в этом году было обещано еще до 3 миллиардов евро.

Но тут получилось так, что Макрон попутно разболтал то, что Запад не хотел бы предавать огласке. The Guardian подчеркивает: в военных кругах ни для кого не секрет, что США, Великобритания и Франция имеют специальные силы, действующие на Украине. В частности, для сбора разведывательных данных и миссий по обучению, а также для оказания помощи в киберзащите. Военные советники и гражданские подрядчики также присутствуют на Украине в небольшом количестве, чтобы помочь в обслуживании и поддержке поставляемых Западом систем вооружения. Их потребуется больше, как только Украина получит, например, истребители F-16.

Идея размещения западных боевых частей или самолетов на поле боя, пишет Пол Тейлор, остается табу, поскольку это приведет их к прямому конфликту с Россией, что потенциально может спровоцировать третью мировую войну.

Западные союзники, в том числе США, Германия, Нидерланды и даже Польша сразу же вмешались и заявили, что не собираются отправлять наземные войска на Украину, что свидетельствует о некотором раздражении по поводу комментария Макрона. Более того, по словам главы французского МИД, «Франция не будет направлять свои войска на Украину для ведения боевых действий, французы не будут умирать за Украину». И вот тут ключевое: никто в Европе не хочет «умирать за Украину». Как же точно последнее время французские политики формулируют общее западное мышление.

Плюс ко всему, Макрон таким образом мог попытаться «загладить вину» за предыдущие контакты с Москвой, что в теории должно было помочь ему выправить затруднительное внутриполитическое состояние. Но вернемся к результатам опроса, которые были приведены выше: ясно, что Макрон серьезно оторван от реальности, а поэтому его комментарий стал костью в горле для всех. Даже бывший министр иностранных дел Юбер Ведрин упрекнул французского президента за «бессмысленный» комментарий, отвергнутый его европейскими партнерами. По его словам, комментарий «пошлет Путину лишь сигнал слабости Европы, а не усилит европейское единение против России».

Макрон: эффективный поставщик проблем для Украины

Politico отмечает, что вся эта история, которая была организована Эммануэлем Макроном, ставит Украину в тяжелое положение. Из-за нехватки живой силы и боеприпасов она не сможет провести серьезное контрнаступление в этом году. Как указывает анализ американского издания, «без западной ПВО и ракет большой дальности, а также артиллерийских снарядов Киеву будет сложно создать надежную и устойчивую оборону».

Именно поэтому все и стали рекомендовать Макрону использовать аргументы в пользу того, чтобы Европа увеличила военные поставки техники, а не отправляла своих военных. Не исключено, кстати, что Париж так быстро согласился с предложением Чехии закупать оружие из третьих стран в пользу Киева из-за того, что Макрон явно ляпнул не то, что нужно было Западу. Ранее Франция была категорически против подобной схемы, настаивая на необходимости наращивать Европой большей оборонной самостоятельности. Но куда уж теперь умничать.

Западные аналитики в один голос утверждают, что приверженность Запада Украине, конечно, никуда не денется, но остановка поставок оружия может сыграть с Киевом действительно злую (в представлении «коллективного Запада», конечно же) шутку. Сейчас абсолютно все за рубежом уже не шепотом, а громким и настойчивым криком призывают Макрона не разделять союзников Киева и не рекламировать внутренние расколы ЕС.

Но если быть до конца честными, положение Украины на поле боя сейчас настолько удручающе, что возникает мысль: а не стал ли французский президент просто мальчиком для битья? Никого же в действительности не удивляют такие метания Макрона, не в первый раз ведь. А поэтому еще одна сказанная вслух глупость слишком сильно по нему не ударит, а посредством Макрона НАТО просто-напросто может прощупывать реакцию России на исподволь проталкиваемые собственные потаенные желания блока.