• Новости
  • Политика
  • «Прямой рейс и с «пересадкой»: генерал Попов описал тактику нападения украинских F-16
Фото: en.wikipedia.org Фото: en.wikipedia.org

«Прямой рейс и с «пересадкой»: генерал Попов описал тактику нападения украинских F-16

О том, что переданные Украине F-16 могут базироваться на иностранных аэродромах, предупреждали многие эксперты.

О том, что переданные Украине F-16 могут базироваться на иностранных аэродромах, предупреждали многие эксперты. Во-первых, все украинские аэродромы уязвимы для российских ракет. А, во-вторых, на Украине нет надлежащего оборудования и подготовленных инженеров и техников.

И вот 10 июня начальник авиации ВВС Украины Сергей Голубцов подтвердил: некоторые F-16 будут размещены на авиабазах западных стран. По его словам, это будет сделано, в том числе, чтобы самолеты не стали «мишенями» на украинских базах. Эти истребители, якобы, будут служить резервом на случай проведения ремонтных работ и замены неисправных истребителей. Кроме того, самолеты будут использоваться для обучения украинских пилотов и наземного персонала.

Несмотря на то, что украинский военный говорил о «резерве» и «тренировочных самолетах», военные специалисты эксперты не сомневаются: прятать на натовских авиабазах будут все украинские истребители F-16.

Генерал Владимир Попов, который во времена СССР командовал авиаполком на Украине, считает, что свои базы Киеву вероятнее всего предоставят Польша, Словакия или Румыния. Это ближайшие к «незалежной» натовские страны, с которых будет удобно совершать боевые вылеты.

Выполнять боевые задачи оттуда самолеты смогут по нескольким возможным схемам: с посадкой на оперативном аэродроме на территории Украины и без нее. В случае «прямого» рейса экипажам предстоит испытывать ряд трудностей, поскольку ведь вылетать придется с максимальным запасом топлива и с полным боекомплектом ракет, бомб.

- Все зависит от того, как далеко они будут находиться от государственных границ с Украиной, - говорит генерал. – Так называемое плечо подлёта должно быть небольшим, допустим, 250-300 километров. Плюс еще 350 километров над территорией Украины. В итоге боевой радиус получается почти на пределе - около 600-700 километров.

А ведь им ещё нужно залететь за линию боевого соприкосновения, если они хотят пустить ракеты на максимальную дальность. Поэтому они будут летать с подвесными топливными баками. В таком случае, у них уже будет ограниченная манёвренность в воздушном бою или при уходе от ракет. Чтобы самолёт стал легче и чтобы он был более управляемым и, соответственно, более эффективным на определённой дальности, они должны, выработав топливо с подвесных топливных баков, сбросить их. 

- Владимир Александрович, а они могут совершать промежуточную посадку, например, на каком-нибудь украинском аэродроме?

- Это второй вариант. Допустим, самолеты будут базироваться и обслуживаться, а экипажи - готовиться к вылетам и отдыхать там, где безопасно, а потом перелетать на оперативные украинские аэродромы. Там они будут полностью дозаправляться ещё раз. Подвесных баков в этом случае им не нужны. Только вооружение - управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы или крылатые ракеты. 

В этом случае глубина воздействия увеличивается - они смогут пролететь еще 200-300 километров вглубь нашей территории и нанести удары по целям в глубоком тылу. Естественно, если только наша система ПВО их пропустит. 

Думаю, натовские советники будут моделировать противодействие нашей ПВО. У них есть средства разведки, в том числе спутники, позволяющие знать, где и какие зенитные ракетные комплексы стоят, как они работают, в каком режиме, какая у них максимальная и минимальная дальность действия, какова плотность средств ПВО. Имея такие данные, они будут решать: а стоит ли туда вообще соваться.

Не исключено, что истребители при нанесении по нам ударов будут использовать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Недавно Швеция пообещала дать два таких самолета SAAB-340. В этом случае эффективность истребителей значительно повысится. В то же время работать будет максимум 12-16 самолетов. Все сразу они не полетят, массированный удар они не организуют.

- Сколько в среднем времени нужно, чтобы осуществить подвеску вооружения и дозаправиться?

- Чтобы долететь до оперативных аэродромов, от взлёта до посадки, нужно минут 30, максимум - 45. Чтобы осуществить подвеску вооружения также много времени не нужно. Но опять же, все зависит от того, кто будет это делать. Для ВСУ хорошо, если это будут делать инженерно-технический состав натовских стран. Потому что они хорошо знают этот самолёт и все делают быстро -  в течение 15-25 минут. Если будут это делать украинские специалисты, я думаю, что они в 30 минут не уложатся. У них на подготовку самолета может уйти до часа.

- А мы можем обнаруживать F-16 при подлете к украинским аэродромам подскока?

- Мы будем знать, что они сели на каких-то оперативных аэродромах, как только самолеты будут пропадать с наших радаров. Понятно, что они сели на близлежащие аэродромы там, где пропала их отметка... Кроме того, сейчас и космическая, и агентурная разведка работают хорошо. И функционирующих аэродромов не так много на Украине. Это может быть аэродром во Львовской области Староконстантинов, аэродромы в Виннице, Коломые в Ивано-Франковской области, авиабаза Чертков в Тернопольской области, в Ужгороде Закарпатской области.

- Нанести удар по самолету во время его дозаправки можем?

- Конечно, не будем же мы ждать, когда они дозаправятся, подвесят вооружение, пойдут на вылет. Последует удар гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», «Циркон». У них коэффициент боевой эффективности 0,85-0,9, они способны преодолеть любую систему ПВО. То есть мы нанесём превентивный удар.

В таком случае их подготовка к вылету затянется не на полчаса. Возможно, даже придется растащить самолёты по укрытиям... Если мы обнаружим самолет на удалении от линии соприкосновения более 100 километров, например, за 200, то мы будем готовы его хорошо встретить. А если они будут работать с территории третьих стран, то у нас будут развязаны руки на удары и по тем аэродромам.

- Как это может выглядеть?

- Скажем, они отработают, пойдут назад, а мы вдогон пошлём свои Су-30СМ, Су-35 с ракетами дальнего действия Х-37М, пошлём туда «Кинжал» с МиГ-31, чтобы ударил по местам стоянки. Это конфликтная ситуация, с которой могут начаться боевые действия с государствами блока НАТО. Пусть думают: нужно ли это той же Польше. Политики могут лаять, сколько хотят, а военным и гражданским вряд ли нужно, чтобы мы всем оружием, которое у нас есть, обрушились на инфраструктуру города, близлежащего к аэродрому. Мы можем дать ответ, и это будет легитимно.

- Говорят, что самую большую опасность представляют дальнобойные ракеты с дальностью до 500 километров

- 500 километров они не пролетят. Британские ракеты Shtorm Shadow - не самые современные и не самые эффективные. Для них и 300 километров много.

Немецкая дальнобойная крылатая ракета «Таурус» - самая современная и самая агрессивная для нас. Но F-16 этот большой боеприпас не поднимает. Поэтому дают Light-вариант — легкий вариант. Облегченный боеприпас уступает по дальности, летит в пределах 150-200 километров и боевой заряд там намного слабее, чем у основного варианта «Таурус». 

А для больших ракет «Таурус» нужен «Торнадо» (европейский боевой сверхзвуковой реактивный самолёт 3-го поколения - «МК») или «Еврофайтер». Поэтому если на Украину придут немецкие специалисты, дадут свои боевые самолёты, свои ракеты, то это будет серьёзный эффект. Остальное - полумеры. 


Может быть интересно