Профессор Жданов озвучил версию причастности британских спецслужб к теракту в «Крокусе»

- Юрий Николаевич, а ведь согласитесь, что задолго до этого жуткого теракта что-то эдакое витало в воздухе.

- Юрий Николаевич, а ведь согласитесь, что задолго до этого жуткого теракта что-то эдакое витало в воздухе. Вспомним, к примеру, рекомендация 9 марта американского и британского посольств в России своим гражданам не посещать массовые мероприятия. Подготовка к массовому убийству в Москве велась давно – и это явно не спонтанный порыв обкуренных фанатиков...

– Безусловно, не спонтанный – про это никто и не говорит. Кроме, разумеется, тех провокаторов, кто хочет во всех бедах обвинить мигрантов и спровоцировать в России межнациональные конфликты (в этом одна из целей организаторов теракта). Полагаю, нашим спецслужбам есть, о чем поразмыслить. В том числе и над давним предупреждением нашего постпреда при ООН Виталия Чуркина – он направил тревожное письмо в Совбез ООН, о чем было сообщение в СМИ еще 17 февраля 2016 (!) года. Тоже вопрос – прислушались ли, учли?

– А что было в том письме?

– Очень конкретные и весьма интересные факты. Его суть: определенные круги в Турции помогали террористической группировке «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ – запрещенная в РФ террористическая организация – «МК») готовить боевиков не только для участия в сирийском конфликте, но и для возможной отправки в Россию. Кстати, письмо было опубликовано на сайте документов ООН. Виталий Чуркин тогда писал:

«Согласно имеющимся сведениям, представители ИГИЛ (прежнее название ИГ) при содействии турецких спецслужб создали на территории г. Анталья разветвленную сеть вербовки лиц, прибывающих в Турцию из государств постсоветского пространства, для задействования в сирийском конфликте и возможной переброски в Россию».

По словам Чуркина, руководил их деятельностью гражданин Российской Федерации Хайбуллов Руслан Растямович (другое имя Абдуль Барис, псевдоним "Учитель"), 1978 года рождения, уроженец Татарстана, который проживал вместе с семьей в Анталье и имел постоянный вид на жительство в Турции.

Процесс вербовки, сообщалось в письме, происходил с ведома администрации изоляторов временного содержания Антальи. В случае согласия задержанного принять ислам и подключиться к террористической деятельности, вербовщики обещали "договориться" с правоохранительными органами Турции и бесплатно предлагали услуги адвоката, гражданина Турецкой Республики Тосолара Тахира. Места временного содержания посещал и другой гражданин Турции, этнический чеченец Кехурсаев Султан.

Только в сентябре 2014 года с территории Турции в Сирию через переход в населенном пункте Аликаила (Газиантеп) была переправлена группа боевиков ИГ "численностью более 1 тыс. человек, прибывших из стран Европы и Центральной Азии".

С конца декабря 2015 года при содействии турецких спецслужб был организован воздушный канал переправки боевиков ИГИЛ из Сирии через Турцию в Йемен с использованием военно-транспортной авиации Турции.

В том письме Чуркин называл и альтернативный способ доставки боевиков - морской транспорт, направляемый в йеменский портовый город Аден. Дипломат также приводил информацию о лагерях в турецкой провинции Хатай, в которой при содействии спецслужб созданы лагеря для «сбора нелегальных мигрантов для обучения и переправки формирований экстремистов в Сирии».

Правда, как известно, из всех этих боевиков выжили очень не многие. Ну, тут ничего не поделаешь - тяжело в учении, легко в раю.

– Боевиков как-то снабжали, вооружали, лечили, наконец?

– Об этом тоже есть в письме – полный расклад. Так, раненных в Сирии боевиков направляли на отдых и лечение в приграничные районы Турции. Например, в Газиантепе в 2014 году на реабилитации находилось не менее 700 боевиков.

Чуркин изложил и схему поставок вооружений террористам в Сирии с использованием возможностей ряда базирующихся в Турции фондов. Поставки различных видов оружия, военной техники и боеприпасов «осуществляются из ряда зарубежных стран в турецкий порт Искендерун». Оттуда оружие вывозилось через провинцию Хатай и КПП «Онджюпынар» в сирийские города Алеппо и Идлиб грузовым автотранспортом, принадлежащим перечисленным выше фондам. Виталий Чуркин даже привел регистрационные номера автомобилей. Уже на территории Сирии оружие и боеприпасы распределялись бандформированиям сирийских туркменов.

Шли поставки оружия и медикаментов из Турции и через другой КПП – «Джейланпынар» в районе Рейханлы., 15 сентября 2014 года такой груз по территории Турции «следовал в сопровождении автомобилей сотрудников МIТ (Национальной разведывательной организации Турции)».

– Но какая здесь связь с терактом в «Крокусе»?

– Связь пусть выясняют спецслужбы. А мы просто сопоставим факты. Известно, что двое участвовавших в нападении на «Крокус» получили инструкции, когда ездили в Турцию, другие были завербованы уже на территории России. Так, в феврале один из фигурантов, 25-летний Шамсидин Фаридуни, посещал Турцию и публиковал в соцсети фото из Стамбула. Среди выложенных снимков есть и фото самого Фаридуни, а также фотографии, сделанные, предположительно, в мечети Фатих. И сам Фаридуни, и трое остальных задержанных убийцы – выходцы из Таджикистана: 32-летний Далерджон Мирзоев, 30-летний Рачабализода Саидакрами Муродали и 19-летний Мухаммадсобир Файзов.

– Это имеет какое-то значение?

– Для суда – никакого. Преступники национальности не имеют. А вот для того, чтобы понять, откуда «торчат уши», знание принадлежности убийц может помочь. Дело в том, что вокруг таджикских экстремистов уже давно ведет свои «пляски» британская спецслужба МИ-6. В 2018 году британцы создали в Варшаве т. н. «Национальный альянс Таджикистана», собравший остатки всех таджикских террористов, которые уцелели после разгрома в Сирии. Не исключаю, что принадлежность арестованных террористов к Национальному альянсу Таджикистана так или иначе будет скоро подтверждена. 

А теперь давайте вспомним нежную дружбу президента Турции Реджепа Эрдогана и директора МИ – 6 Ричарда Мура, бывшим послом Великобритании в Турции. И снова вернемся к давнему письму Виталия Чуркина о подготовке боевиков ИГИЛ в Турции. Пасьянс сложился.

– Вы уверены, что МИ-6 взаимодействует с ИГИЛ?

– Так англичане сами же об этом рассказывали! Бывший руководитель британской разведки сэр Алекс Янгер (он руководил МИ-6 до 2020 года) признал как-то в интервью британской прессе, что его агенты проникли в руководство этой группировки – якобы, для того, чтобы разоблачать их коварные планы по проведению терактов в Великобритании.

А несколько лет назад в Лондоне проходило судебное разбирательство над шведским гражданином по имени Берлин Гилдо. Ход заседания подробно описала британская же газета The Guardian.

Так вот, этого Гилдо обвинили в посещении учебного лагеря террористов и прохождении подготовки там между 31 августа 2012 года и 1 марта 2013 года. Он воевал за террористический «Фронт Аль-Нусра» (запрещенная в РФ террористическая организация – «МК»), участвовал в терактах и был даже сфотографирован над трупами. Но его адвокаты выяснили, что их подзащитный оказался сотрудником британской спецслужбы и осуществлял секретную операцию по обеспечению боевиков оружием, в том числе, и так называемой «Свободной сирийской армии». Адвокат Генри Блаксланд вполне справедливо заявил суду: «Если государственные органы, которые оформляют уголовное преследование, сами является частью состава преступления, сами участвуют в применении силы, это будет оскорблением к правосудию, чтобы продолжить преследование».

И таки да - в результате судья Риель Карми-Джонс вынужден был объявить, что после рассмотрения доказательств было принято решение «о разумности прекращения уголовного преследования». Что и требовалось доказать.

– То есть выходит, что если ИГИЛ признало – сразу же! - свою причастность к теракту в “Крокусе», то это является и косвенным свидетельством Ми-6 в причастности к массовому убийству?

– Получается, что так. Следствие покажет. Может, и среди организаторов и кураторов теракта в Крокусе был такой же «Гилдо»?