Потерявшая отца, преподававшая русский язык, напугавшая Шольца: кто такая Сара Вагенкнехт
Страх и трепет правящей немецкой элиты Сара Вагенкехт – поистине звёздочка на небосводе немецкой политики.
Страх и трепет правящей немецкой элиты
Сара Вагенкехт – поистине звёздочка на небосводе немецкой политики. Это не просто голословные заявления, а реальное положение вещей. Издание Politico назвало её «иконой левых сил, начинавшую свою политическую карьеру как член компартии Восточной Германии».
Сейчас очень модно говорить об истории успеха разных людей, и пример Сары Вагенкнехт – это полный разрыв шаблонов. Помимо политики Вагенкнехт занималась журналистикой, имеет звание доктора политологии. С 2009 года была членом Бундестага, представляя левые силы страны. Занимала пост депутата Европарламента и была членом фракции «Левые в Европейском парламенте».
С основной частью левых Саре Вагенкнехт оказалось не по пути. В октябре 2023 года она покинула партию и с рядом союзников решила основать собственную партию – «Союз Сары Вагенкнехт – за разум и справедливость».
Никто лучше, как сама политик, не сможет так доходчиво объяснить смысл своего шага: «Мы живём в эпоху мировых политических кризисов. Конфликтов всё больше, всё больше войн с опасным потенциалом для обострения». По её словам, нынешнее правительство Германии действует «без плана, недальновидно и местами просто-напросто некомпетентно».
Назвав его худшим правительством за всю историю ФРГ, Сара Вагенкнехт пообещала, что её партия призвана «изменить судьбу» Германии. В противном случае, «через десять лет мы, возможно, уже не узнаем нашу страну».
Не узнают Германию, на самом деле, уже сейчас. Былая мощь утеряна, действия Шольца и его странноватой политической компании совершаются только лишь с указания Вашингтона и под его давлением. Вспомним, как давят на Германию в вопросах поставок дальнобойного оружия на Украину.
В общем, понятны опасения Вагенкнехт. Уже сразу стало ясно, что оформившаяся партия принесёт проблем правящей немецкой элите. Например, Die Welt обратило внимание на то, что энергичному политику удалось переманить из «Левых» на свою сторону аж восьмерых депутатов Бундестага. Пошла за Вагенкнехт даже парламентский лидер Левой партии Амира Мохаммед Али.
Die Welt уже тогда, основываясь на таких фактах, констатировало: всё это свидетельствует о надвигающемся полном развале этого политического объединения. При этом сама Сара Вагенкнехт отнюдь не воспринимает левых как своих главных противников, ведь, по сути, новая партия так и осталась левой, но, пожалуй, стала более культурно-консервативной и евроскептической.
Главный интерес самой Сары Вагенкнехт и её партии – вернуть её стране былое величие. Более того, в конфликтных вопросах Вагенкнехт настаивает на поиске дипломатических путей и отказе от безумного вливания оружия в те или иные страны.
Так, в одном из интервью журналисту Паулю Ронцхаймеру Вагенкнехт заявила: «Постоянное продление конфликта нельзя считать помощью или защитой. Вы серьезно думаете, что если мы поставим еще больше оружия, украинцы смогут вытеснить русских из Крыма? Вы считаете, что Россия, ядерная держава, это позволит сделать?».
Она добавила, что поставка ВСУ дальнобойного оружия – «полное сумасшествие»: «Если мы принесём войну немецким оружием в Россию, мы принесём войну в Германию».
Схожую позицию она демонстрирует и по вопросу палестино-израильского конфликта: «Ближневосточный конфликт – это пример того, что увеличение количества оружия и военных действий не приводят к урегулированию конфликтов».
В манифесте об основании «Союза Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость» говорится: интересы США могут в некоторых вопросах очень сильно расходиться с интересами Германии. В новом многополярном мире Европе необходимо стать суверенным игроком, а не присоединяться к одному из блоков в глобальном противостоянии Запада и Востока.
Пункты её манифеста даже сравнили с заявлениями её мужа Оскара Лафонтена, который называет Россию «естественным партнёром Германии». Лафонтен также открыто осуждает антироссийскую травлю и в шоке от услужливости его страны перед американцами.
«Не Вашингтона, а Москва – европейский город», – взывает Лафонтен, а за ним об этом же открыто говорит и Сара Вагенкнехт.
Для канцлера ФРГ Олафа Шольца – партия Вагенкнехт, как и она сама, – бельмо на его проамериканском глазу. Когда партия была только создана, у Шольца поинтересовались, возможен ли вариант сотрудничества СДПГ и ССВ. Ответ был таков: «Нет, это выходит за границы моего воображения. У ССВ нет каких бы то ни было предложений для лучшего будущего в землях и никакого плана, какому курсу должна следовать Германия».
Герр Шольц, вы не правы! Давайте разберёмся, чем обернулись выборы в ландтагах (проще – выборы в местные парламенты).
Прыжок в призёры
Выборы в местные парламенты Германии восхищают своими результатами. СДПГ, к стыду Шольца как части этой партии, сдаёт позиции по всем фронтам. А ведь Сара Вагенкнехт предупреждала, что так может быть.
В 2023 году в интервью журналу Focus она заявила: «Вполне может так случиться, что в одной или нескольких федеральных землях наши избиратели доверят нам участие в правительстве».
И вот вам здравствуйте! Так, третьей силой на востоке страны стала партия Сары Вагенкнехт. И тут можно было ходить, как по лесу, искать партию Шольца. А она задних пасёт, пока правые силы и лишь недавно созданный альянс Вагенкнехт начинают вырываться вперёд.
А ведь всё развивалось очень быстро. В феврале 2023 года такая хрупкая, но сильная женщина собрала в центре Берлина десятки тысяч человек с требованием прекратить поставки оружия Украине и начать мирные переговоры.
Основной лозунг был более чем справедливый: «Они нас боятся! Они боятся, что не смогут так просто продолжать свою политику!». Понятно, что под «они» имелись в виду правящие элиты, которых напугала прекрасная во всех отношениях женщина.
Один лишь этот митинг показал, что за Вагенкнехт готовы идти и идут миллионы немцев. Местные выборы только продолжают доказывать эту тенденцию.
Для Европы в последнее время стало привычным и типичным такое: когда политик или партия идут против основного политического течения, с ними обязательно должно что-то произойти. Это обязательно будет какое-то покушение или нечто унизительное.
Такое было и с Сарой Вагенкнехт. Во время предвыборной кампании в Тюрингии, политик была облита розовой краской. Она только готовилась выступить перед потенциальными избирателями в Эрфурте, и в этот момент некий 50-летний мужчина и плеснул в неё краской. Вагенкнехт успела пригнуться, запачкалось лишь лицо и платье.
Мотивы нападавшего остались неясны, но любопытный факт: мужчина, стоя перед сценой, выкрикивал слово «Украина». Сару Вагенкнехт это не сломило. Она быстро вернулась на сцену и сказала сторонникам: «Очевидно, что некоторые люди нас не хотят. Это говорит в нашу пользу. Не дайте себя запугать. Мы не дадим себя запугать. Мы изменим эту страну».
На самом деле, в этом проявляется весь железный характер Вагенкнехт. Мало кто знает, что ей довелось пережить в детстве.
Аутсайдер, идущий против течения
Вот все её знают как Сару, а в действительности она Зара. Вот так бывает. Дело в том, что отец Вагенкнехт – иранец, учившийся в Западном Берлине. Мать – немка, работавшая в государственном арт-дистрибьюторе. Маленькая Зара родилась в восточногерманской Йене.
Отец хотел назвать дочку иранским именем Зара (Sahra), однако в свидетельстве о рождении её записали как Сара. Уже впоследствии Вагенкнехт, будучи депутатом Европарламента, изменила написание своего имени на иранский манер – Sahra.
История, случившаяся с папой Вагенкнехт, трагична. Когда дочке ещё не было и трёх лет, отец Сары решил поехать в Иран навестить родственников. Поехал и пропал.
Девочку в основном воспитывали бабушка и дедушка, а начав учиться, Сара вместе с матерью переехала в Восточный Берлин. Иранские корни отразились на внешности Сары, такой нетипичной для Германии. Слишком восточная. Это стало поводом для насмешек над девочкой со стороны одноклассников Сары.
Как потом рассказывала сама Вагенкнехт, тогда она научилась терпеть роль аутсайдера. Но это её, конечно, не устраивало. Уже в школьные годы Сара вступила в Союз свободной немецкой молодёжи, а по окончании школы вступила в Социалистическую единую партию.
Однажды с ней случилась довольно интересная история: во время обязательных в ГДР занятий по военной подготовке, отказалась принимать пищу, что было воспринято как голодовка. Такое поведение было замечено властями, с того момента девочку взяли, что называется, на карандаш.
Начав изучать философию и новую немецкую литературу, увлеклась Гегелем. К слову, завершение учёбы в Университете Гронингена в Нидерландах ознаменовалось написанием Сарой диссертации об интерпретации Гегеля молодым Карлом Марксом.
Интересный штрих: в школе Сара изучала русский язык. В молодом возрасте она даже зарабатывала на жизнь частными уроками русского и математики. В определённый момент такая работа была единственным источником дохода девушки.
С 2005 по 2012 год она защитила докторскую диссертацию по микроэкономике в Техническом университете Хемница на тему «Границы выбора: решения о спасении и основные потребности в развитых странах».
После падения Берлинской стены и преобразования СЕПГ в Партию демократического социализма (ПДС) Вагенкнехт была избрана в Национальный комитет новой партии. Она присоединилась также к Коммунистической платформе партии.
Она открыто сожалела о крахе ГДР, не стеснялась спорить с руководством партии, положительно отзывалась о Сталине. Более того, она даже одевалась достаточно старомодно. Соратники, уважая Сару за интеллект и принципиальность, всё же отзывались о ней так: «Молодая женщина, которая мечтает вернуть старое».
За причастность Вагенкнехт к «Коммунистической платформе» ПДС, немецкие спецслужбы держали её под наблюдением. Это продолжалось даже тогда, когда Вагенкнехт была избрана депутатом бундестага.
К слову, она стала настолько влиятельной и сильной фигурой немецкой политики, что примерно в 2012 году местная пресса сообщила, что тексты и речи Сары Вагенкнехт собирались и анализировались Федеральным ведомством по защите конституции.
Более того, в 2019 году была опубликована биография Вагенкнехт. Она посвящена ей как личности, а не столько как политику.
В ноябре 2019 года она объявила о своей отставке с поста лидера парламента, сославшись на выгорание. Но её след в политике был глубоким. Деятельность Вагенкнехт с 2017 по 2019 год, завершившаяся ее отставкой, освещается в документальном фильме Сандры Кауделки.
Получается, Сара Вагенкнехт уже при жизни – наиболее интересный и признанный политик Германии. Должно быть теперь ясно, почему её так боятся нынешние немецкие власти.