Политолог Баширов раскрыл единственно возможный вариант переговоров по Украине, который устроит Москву
Почему Запад никак не может отпустить тему Стамбула и какой могла быть реальная причина неудач переговорного трека на старте СВО, «МК» расспросил политолога, профессора ВШЭ Марата Баширова.
Почему Запад никак не может отпустить тему Стамбула и какой могла быть реальная причина неудач переговорного трека на старте СВО, «МК» расспросил политолога, профессора ВШЭ Марата Баширова.
- Марат Фаатович, западные СМИ выдали новую версию причин срыва «стамбульского мира». Якобы Киев не пошел на условия Москвы относительно закрепления государственного статуса русского языка на Украине и так далее. А раньше кивали на Бориса Джонсона и американцев. Так где же реальная причина?
- На самом деле все эти три версии – части одного целого. Переговоры шли, были разногласия по количеству войск, которые должны были остаться у ВСУ после подписания соглашения. По количеству самолетов, вертолетов, артиллерии, танков. У нас была одна цифра, у них другая. Это обычное дело.
- То есть все эти возникающие то тут то там версии – просто конспирология?
- Переговоры на то и переговоры. Если бы у всех была одна позиция, все обходились бы без переговоров.
- Ну а как же быть с ролью Бориса Джонсона? Про него говорили, что он лично чуть ли ни приказал Зеленскому прекратить любые переговоры с российской стороной и продолжать воевать.
- Джонсон передал коллективное мнение Запада о том, что надо выходить из переговоров. Потому что они увидели, что у нас переговоры длятся долго. А это говорит о том, что есть какое-то сближение позиций. Джонсон был тем человеком, который просто передал позицию американцев, Европы, британцев. Здесь никаких противоречий в трех версиях нет.
- Как бы то ни было, с момента старта и окончания переговорного трека в Стамбуле прошло уже два года. Зачем западные СМИ опять начали раскручивать эту тему?
- Они не уверены в том, что киевский режим устоит. Не уверены в том, что та помощь, которая придет и которая обещана, кардинально повлияет на ситуацию на фронте. Мы же видим, там сыпется Авдеевское направление. Каждый день мы занимаем населенные пункта. Раньше за них биться приходилось месяцами. Запад видит, что выход из этой ситуации в возобновлении переговоров.
- Почему наши оппоненты возвращаются к старому проекту мирного договора? Не лучше ли придумать что-то новое?
- Они возвращаются к исходной точке и думают, что положения из проекта стамбульского мирного договора станут отправными.
- А мы так не думаем?
- Нет. Об этом уже и (президент Беларуси Александр) Лукашенко сказал. Он сказал, что нужно возвращаться к переговорам, но предложения, которые лежали на столе в марте 2022 года, необходимо обнулять. А Запад говорит, что нет – давайте с них и начнем. А самое занятное, что мы-то молчим.
- Да, мы молчим. А почему?
- А зачем нам сейчас переговоры? Мы выполняем задачи, которые были поставлены в рамках СВО. Мы перестали заблуждаться по поводу этих людей, слава тебе, Господи. Так что зачем нам сейчас? Появится официальное открытое предложение – будем реагировать. А на эти левые заходы через какую-то немецкую газету не надо смотреть.
- От кого должно поступить это открытое предложение? Не от Зеленского же…
- Зеленский – марионетка. Предложение должно идти только от американцев. Вообще договор будет гораздо шире. Нас интересует не только СВО. Нас интересует система глобальной безопасности, и взаимодействие с НАТО на территории Европы – лишь одна из частей. Нас интересуют вопросы, связанные с распространением ядерного оружия, вопросы мировой торговли, система расчетов, равный доступ, транспортные коридоры, космос, что будет дальше с зеленой повесткой, биобезопасность. Решение локальных вопросов по Украине – это важно. Но это лишь один из элементов пазла. Надо искать новый мировой порядок, который признает уважением существующих реалий.
- Запад сейчас готов к нам прислушаться, или у них там своя вечеринка?
- Запад прислушается, когда народы этих стран поймут, что их лидеры недееспособны. Они не могут даже со всей своей мощью стабилизировать экономическое положение своих государств. Американцы потихоньку высасывают из Европы ресурсы. Макрон и Шольц недавно мотались в Китай. Министр финансов США Йеллен туда сбегала, следом Блинкен туда прибежал и несмотря на все унижения сидел и ждал, когда его примет председатель Си. Все говорит о том, что идет внутренняя борьба за то, чтобы Китай был более благосклонен экономически к Европе или США.
- Они все заявляли, что едут в Пекин обсуждать украинский кризис.
- Все прикрываются украинской историей. Якобы приезжают поговорить про Украину. Ну да, конечно. 50% экспорта Китая идет в Европу. Это не Китай продает. Это Европа покупает. И часть этих товаров идет через Россию. А они сидят и молчат об этом. Индия тоже включилась в эту борьбу и допустила наши страховые компании на нефтяной рынок. Вот за что идет борьба. А мы им говорим: ребята, хватит заниматься челночной дипломатией, давайте вернемся к нормальному мировому формату взаимодействия.
- Тем не менее зачем западной прессе раз за разом качать тему стамбульских переговоров? Она уже, мягко говоря, протухла.
- Это попытка своим гражданам что-то продать. Дескать, русские придут на переговоры, вот условия, они старые. Но это они только своим так рассказывают. Это история исключительно для внутреннего потребителя. Ведь в начале июня выборы в Европарламент.