«Израилю несдобровать»: названо условие начала большой войны на Ближнем Востоке
Спустя несколько часов после атаки Израиля беспилотниками на иранскую провинцию Исфахан военное руководство Тегерана официально заявило об отсутствии намерения отвечать Тель-Авиву.
Спустя несколько часов после атаки Израиля беспилотниками на иранскую провинцию Исфахан военное руководство Тегерана официально заявило об отсутствии намерения отвечать Тель-Авиву.
По сообщениям ближневосточных СМИ, Израиль рано утром в пятницу направил несколько БПЛА в сторону иранской военной авиабазы. Главнокомандующий армией Ирана генерал-майор Абдолрахим Мусави заявил, что все цели удалось сбить на подлете. Пострадавших и разрушений в результате атаки нет.
Ирану на данный момент невыгодна эскалация конфликта с Израилем, считает глава Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.
Атаки Тель-Авива на иранские объекты, в том числе зарубежные, с самого начала являлись провокацией Вашингтона, считает эксперт. Самому Израилю от этого выгодны никакой. Однако он за себя сам ничего не решает, находясь в полной зависимости от США. Пентагон покрывает военные расходы Израиля в войне с ХАМАС. Ракеты для системы ПВО «Железный купол» также производят американцы. Сами израильтяне их не делают. Поэтому им просто было некуда деваться, когда пришел приказ от «большого брата».
- Атака Израиля по иранскому посольству в Дамаске (Сирия) была спровоцирована Вашингтоном. Он приказал своему сателлиту обострить ситуацию, пойти на небольшую эскалацию, чтобы прощупать, как Иран будет реагировать, - объяснил Михайлов.
Тегеран с самого начала уловил англосаксонский след в действиях Израиля. Из-за этого силы КСИР и иранские прокси-структуры дали весьма ограниченный ответ на атаку дипмиссии в Сирии. Если бы Иран решился на более масштабные действия, его самого обвинили бы в агрессии в отношении Тель-Авива, уверен аналитик. В общем, американцы попытались взять Иран «на слабо» и, в случае неверного шага, подставили бы его.
- Наезд на Иран был сделан в духе англосаксонской хитрости, - пояснил Александр Михайлов, - прямого объявления войны не было. А теми действиями, которые были осуществлены, очень трудно подтвердить, что Израиль напал на Иран. Всегда можно сказать, что боеприпас не туда полетел. А еще и Нетаньяху слег с какой-то грыжей. Всегда можно найти много моментов, чтобы размыть ответственность.
Пока Ирану удается вести тонкую игру и избегать масштабной эскалации в регионе, констатирует эксперт. С одной стороны, после атаки на посольство в Дамаске не давать вовсе никакого ответа было нельзя: население страны начало требовать мер против Израиля.
- Я сам связывался с россиянами, живущими в Израиле. Они сказали, что по сравнению с 7 октября (начало операции против ХАМАС) там не было ничего особенного. Просто сирены повыли, и все, - рассказал Михайлов.
С другой стороны, Тегеран находится в состоянии прямой конфронтации с США и терпит влияние огромного числа санкций, постоянно становясь объектом гневных заявлений Госдепартамента и Белого дома. Поэтому ответ на первую атаку Тель-Авива стал для Ирана разумным максимумом. Причем массированными удары не назовешь, что также было частью замысла военного руководства ближневосточной страны, считает Михайлов.
Другой вопрос, что «восточные игры» могут закончиться и в одно мгновение перерасти в большую войну. Но и она вряд ли будет долгой.
- Рубикон будет пересечен, если Израиль ударит по ядерным объектам Ирана, - считает военный эксперт, - Пока он этого не делает, и понятно, почему. Территория Израиля в 80 раз меньше иранской. Даже если предположить, что Тель-Авив поднимет в воздух все свои F-35, преодолеет воздушное пространство Иордании и Ирака и ударит по Ирану, то он поразит максимум порядка 20 крупных городов или объектов. В ответ на это Иран, обладающий тактическим ядерным оружием в виде авиабомб, если и не уничтожит Израиль, то полностью подчинит его себе.
Между тем Ирану такой расклад не сулит выгоды. Для него гораздо лучше отвечать ограниченно или не отвечать вообще, продолжая копить силы, считает аналитик.
Однако главная причина, по которой обе стороны осторожничают и низводят конфликт до уровня перепалки, находится за океаном. По мнению Александра Михайлова, Иран и Израиль внимательно следят за исходом президентской гонки в США. От ее итогов будет зависеть судьба Ближнего Востока. Если победит Трамп или кто-то из его сторонников-республиканцев, арабский мир на время отстанет от Израиля. В окружении Трампа очень много лоббистов израильского происхождения. Игроки на Ближнем Востоке это понимают и не спешат дружно наброситься на Израиль.
- После победы на выборах Трамп может дать Израилю какие-то новые гарантии или даже подвезти еще ядерного оружия, - предположил эксперт. - Не исключено, что тогда Иран перейдет к «площадной» риторике, и не более того. Но если в Америке будут усиливаться демократы, возможно, что арабский мир и накинется на Израиль. Тогда ему будет несдобровать.
Читайте также: Война Израиля с Ираном: Нетаньяху наплевал на увещевания Байдена