• Новости
  • Политика
  • Генерал Попов раскрыл уникальные детали уничтожения первого F-16 на Украине
Фото: AP Фото: AP

Генерал Попов раскрыл уникальные детали уничтожения первого F-16 на Украине

Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов в беседе с «МК» рассказал, почему привезенная из стран НАТО военная техника не была оборудована системой опознавания «свой-чужой», а также о настоящей причине ЧП.

Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов в беседе с «МК» рассказал, почему привезенная из стран НАТО военная техника не была оборудована системой опознавания «свой-чужой», а также о настоящей причине ЧП.

Об уничтожении первого натовского истребителя F-16 из тех, что помпезно  презентовали на Украине месяц назад, сообщили 29 августа.  Выяснилось, что самолет был уничтожен в небе, во время отражения нашего ракетного удара 26 августа. Самолет был сбит ракетой ЗРК Patriot. По украинской версии ПВО и ВВС Украины не хватило координации.

По словам генерала Владимира Попова, недостаточная координация — главный враг подразделений ВВС Украины.

-У Украины не отработана организация взаимодействия между отдельными системами и службами, - говорит он. - ПВО и ВВС - это единая структура, но она, тем не менее, имеет отдельные оперативные каналы управления. Чтобы система работала, как часы, технологию взаимодействия лётчиков, командных пунктов, расчетов ПВО необходимо отрабатывать до мелочей. Противник же торопится любой ценой показать результат работы F-16.

- Владимир Александрович, получается, что система «свой-чужой» натовского ЗРК не признала свой же истребитель?

- Дело в том, что у систем западного назначения, которые стоят на Patriot, и у советских систем, которые интенсивно используются в ВВС и ПВО Украины, разные каналы оповещения и определения «свой-чужой». Два потока информации должны идти практически одновременно. Если этого не случилось, и подтверждения от одного или другого канала одновременно нет, то работать будет крайне проблематично. Действительно очень трудно определить свой это объект или чужой. Один сигнал будет показывать, что это свой, а другой говорит, что это противник или наоборот.

А при налёте наших крылатых ракет, когда наносятся удары по командным пунктам, большим трансформаторным подстанциям или генерирующим мощностям энергетики на территории Украины, конечно, эта проблема выходит на первый план. Если ответственный за принятие решения замешкается и 5-10 секунд будет думать - «свой» это или «чужой», считайте, это провал: ракета уже проходит за это время   зону действия системы ПВО.

- То есть, все зависит от принятия правильного решения?

- Я всегда обращаю внимание на психофизиологию человека, который отвечает за тот или иной пуск, стрельбу или поражение цели и, особенно, автосопровождение цели. Когда автосопровождение включено, вроде действует техника, работает автоматизация, человек только должен все контролировать и подтвердить: согласен он с этим решением или нет. И эти секунды, которые отводятся на решение, могут быть решающими... В то же время, если выясняется, что цель ракеты ПВО «своя», можно дать сигнал самоликвидации и она взорвется на подлете.

- Могло такое произойти в случае с F-16?

- Могло. Но даже если нажали кнопку самоликвидации, скажем, на расстоянии 100-300 метров, осколки от ракеты могли лететь по инерции в том же направлении. Не исключено, что отдельные из них поразили истребитель. Так как летчик погиб, то скорее всего на ЗРК работали западные специалисты, которые полностью полагаются на интеллект машины. На Западе другая идеология подготовки специалистов: они доверяют именно автоматике максимум возможного по управлению ракетами и стрельбой после автозахвата и автосопровождения цели системами ПВО.

- Разве это и плохо?

- Автоматика действительно работает очень чётко, пространственно-временная модель срабатывает гораздо быстрее и эффективнее, чем человеческий мозг, но почему-то на Западе не учитывают особенностей физиологии человеческих нейронов, которые срабатывают в угрожаемый период даже быстрее автоматики. Отказываться от человека полностью нельзя.

- Есть предположение, что американцы не поставили систему опознавания «свой-чужой» либо на ЗРК  Patriot, либо на  F-16…

- ЗРК мог не быть оборудован системой «свой-чужой». Передавая ПВО, американцы могли снять свою систему опознавания, потому что боятся, что она попадёт к нам в руки.  Американцы этого очень опасаются, так как в этом случае будут раскрыты коды системы, а это очень большая угроза провала системы ПВО целого государства, в данном случае США. 

Мы на эти грабли уже наступали. Поэтому, США, как правило, передают экспортный вариант, который не вполне адекватен, так как не отвечает тем требованиям, которые работают в США или в системе НАТО.

- Что это за случаи, когда наша система опознавания попадала не в те руки?

- В 1968 году наши летчики Янов и Капустин при перегоне в Берлин уронили сверхзвуковой реактивный самолет Як-28. Они отводили падающий самолет от кладбища, где было много людей, и пытались посадить его на озеро Штессензее, но во время маневра погибли. Местом падения оказался английский сектор Западного Берлина, поэтому англичане успели снять с нашего самолета систему кодового оповещения «свой-чужой». Потом наши зашли, эвакуировали этот самолёт из воды, все нормально. Но нам пришлось перестраивать систему опознавания.

В 1976 году летчик-предатель Виктор Беленко перелетел в Японию на перехватчике МиГ-25П и передал иностранным властям самолёт со множеством секретной аппаратуры, в том числе коды система «свой-чужой». Система может самоликвидироваться, но механизм самоликвидации не сработал. Американцы разобрали наш самолет по косточкам, и мы были вынуждены менять всю систему. Мы долго были на острие ножа, тот год мог закончиться налётом противника. И проверки на вшивость, кстати, были. Особенно на Севере.

Так что это очень большая проблема государственной важности. Поэтому американцы не выдали всех секретов, а сконструировали что-то средненькое, что дают всем странам мира. Могли также поставить частотные характеристики для кодов украинских ВВС и ПВО. Сейчас, видимо, будут лихорадочно что-то решать и менять в обязательном порядке.

- Есть версия, что самолет уничтожили едва ли не в капонире. Такое могло быть?

- Вполне годная версия. Возможно, по району аэродрома уже наносился наш ракетный удар, а летчик в это время взлетал и получил осколком по стеклу. Может, даже был настигнут в ангаре - готовился запускать самолет и в этот момент туда залетела ракета Х-47, «Циркон» или простейшая «Герань». Может, он уже выруливал и в этот момент произошел взрыв... Пилот потерял сознание, сгорел, открыть кабину не могли. Если он погиб на земле, тогда, конечно, лучше сказать, что он успел взлететь и погибнуть как герой, отражая наши  удары. 

- Столкновение с нашим беспилотником могло произойти?

- У украинцев уже такое было — в 2022 году в районе Одессы летчик на МиГ-29 налетел на нашу «Герань». Когда он об нее столкнулся, она включила самоликвидацию при подлёте и сбила осколками самолет. Это была первая дуэльная ситуация, когда пилотируемый истребитель перехватывал беспилотник и беспилотник победил. Могло быть с этим F-16? Да, тоже могло быть. Хотя сейчас на Украине к охоте на беспилотники относятся с большой осторожностью.


Может быть интересно