«Выживаем в каменном веке»: жители Петропавловска-Камчатского рассказали о снежном апокалипсисе
— Мы сейчас живем как в каменном веке, — рассказывает жительница Петропавловска-Камчатского Алла.
— Мы сейчас живем как в каменном веке, — рассказывает жительница Петропавловска-Камчатского Алла. — Еще осенью ответственные лица хвалились, заверяли во всех соцсетях, что вся необходимая техника есть, что к зиме они готовы. И вот теперь город — один большой сугроб. Я — социальный работник. Среди моих подопечных есть и ветераны Великой Отечественной войны, и одинокие лежачие старики. Если до них не дойдешь, не покормишь, они сами не встанут, не возьмут себе еду. Чтобы пойти к ним, мне надо спуститься с трехметровой снежной горы и выйти на дорогу. На остановке — не менее 50 человек народа. В автобусы очень мало кто может войти, транспорт берется с боем. Полноценное автобусное сообщение до сих пор не восстановлено. Но если все-таки удастся втиснуться в салон, три остановки можно ехать в пробке целый час.
Как говорит Алла, ее такие темпы не устраивают. Поэтому она по четыре-пять остановок идет пешком.
— Все пешеходы идут по дорогам. Вместе со снегоходами и лыжниками. Кроме центральных дорог, которые напоминают сейчас стиральные доски, ничего не очищено. Видимо, техники хватило только на это. И, может быть на придомовую территорию, где живут чиновники и администрация. А все межквартальные дороги, остановки, — все завалено снегом.
По словам нашей собеседницы, одна из ее подопечных сейчас заболела, практически задыхается.
— А я не могу ей вызвать скорую помощь. На станции просто орут, что у них нет машин, они не могут подъехать к домам и подъездам, что у них нет людей. Из поликлиники врач к женщине тоже не приходит. Вы спросили, с какими трудностями мы сталкиваемся? Да мы просто выживаем. И все.
Как говорит Алла, первый раз на город обрушился снегопад еще 30 декабря.
— Мы перед Новым годом запаслись продуктами, которые экономно сейчас и используем. С 30 декабря прошел почти месяц и до сих пор дома и подходы к ним не раскопаны. Полегче приходится тем, у кого есть машины, а многим, как и мне, приходится ходить пешком, ползать по «козьим тропам» в сугробах на карачках. Каждый раз боюсь, что сломаю ногу. Что я тогда делать буду?
Власти, в свою очередь, говорят, что дорожники максимально мобилизовались, коммунальщики трудятся на износ. Но техники не хватает. Выпавшее количество осадков на Камчатке стало рекордным за последние шесть десятилетий.
— Пожилые люди в городе заточены в четырех стенах, боятся выходить на улицу. А, например, три дня назад ощутимо трясло 21 раз за сутки. (Полуостров Камчатка находится в сейсмически активной зоне.) Представляете, каково им?
Жителей призывают без необходимости не покидать свои дома. Об этом регулярно напоминают системы оповещения. После двух трагических случаев со смертельным исходом при сходе снега с крыш, в Петропавловске-Камчатском введен режим ЧС. (Первый трагический случай произошел на улице Советской, где спасатели при обследовании территории нашли тело погибшего мужчины. Второй случай был зафиксирован в частном секторе на улице Макарова. На мужчину обрушилась масса снега с крыши. Спасти пострадавшего не удалось — он погиб.)
Как рассказывает Алла, все подходы к подъездам завалены сейчас мешками с мусором. Контейнеры для мусора погребены под снегом. А мусоровозы просто не могут подъехать к домам, чтобы забрать мусор.
— Но самое удивительное, оказывается, нам некуда вывозить снег, — говорит Алла. — Если посмотреть на карту, Петропавловск-Камчатский — это сравнительно небольшой город, который можно спокойно объехать за 40 минут. А вокруг него просто необъятные просторы, незаселенная территория. И нам некуда вывозить снег. Мы слышим, что единственный полигон заполнен. Что будет, если город накроет еще один циклон, и снег вывозить не будут? Мы и так уже почти «похоронены» в этой снежной массе, нашего города уже не видно, если посмотреть сверху, Петропавловска-Камчатского просто нет.
Между тем местные издания со ссылкой на правительство региона сообщают, что предпринимателям разрешили вывозить незагрязненный снег со своих частных территорий на временный полигон в районе Восточного шоссе в Петропавловске. И оставлять на площадке бесплатно.
Как рассказывают жители Петропавловска-Камчатского, в городе в придомовых магазинах ощущается дефицит скоропортящихся продуктов. Нет хлеба, «молочки», яиц, свежих овощей и фруктов. За всем этим надо идти в крупные сети, где выстраиваются длинные очереди. Но до этих магазинов еще надо дойти!
— Я такие циклоны и пурги видел еще во времена Советского Союза, и все заносы вовремя убирали, — делится житель Петропавловска-Камчатского Сергей. — Сейчас накупили китайской техники, которая не справляется. Нам нужны шнекороторы, а не механические лопаты. Если нас накроет еще один подобный циклон, в городе все может встать уже до весны.
Как рассказывает Сергей, автобусы уже начали ходить, но только до района СРВ («Судо-ремонтная верфь»). На ЖБФ (район «Жестянобаночной фабрики» транспорт не ходит. Людям приходится добираться до работы часами. Дорога идет в одну колею.
— Я на работу хожу пешком, это быстрее чем стоять по два часа в пробках, — делится Сергей. — Между домами — переметы (снег, передвигаемый ветром и лежащий полосами поперек дороги) по шесть метров. Люди ломают руки-ноги.
Еще один наш собеседник Павел объясняет, что жители города никуда не успевают, подъезды остаются закопанными по второй этаж, чтобы выйти из дома, надо прокопать в снегу тоннель. Многие достали с антресолей и балконов лыжи. Но по снежным «каменоломням» передвигаться небезопасно.
— Надо расширить штат коммунальных служб и неплохо бы открыть школу по обучению очистки снега для населения, — предлагает, в свою очередь жительница Петропавловска-Камчатского Наталья. — Например, на улице Океанской во время уборки снега механической лопатой один из частников продавил снегом трубу с горячей водой. Хорошо, что вовремя приехала аварийка, а то бы у нас за домом был каток.
Специалисты Камчатского спасательного центра МЧС работают сейчас на крышах социальных объектов, сбрасывают с кровли снег. Чтобы учебные заведения приступили к работе, расчищены от сугробов все входы и эвакуационные выходы.