В России подсчитали одиноко проживающих людей: цифры удивили
Если отбросить сомнения в общей достоверности данных о 41% одиночек, ведь перепись проводилась исключительно в электронном формате, то все равно необходимо разобраться.
Если отбросить сомнения в общей достоверности данных о 41% одиночек, ведь перепись проводилась исключительно в электронном формате, то все равно необходимо разобраться. Одиночки – кто они? Одиноко проживающими могут быть не только предосудительные холостяки и холостячки, которых теперь модно называть живущими «соло». Но и вдовы, чьи мужья, согласно той же статистике, умирают на 10-15 лет раньше. Или люди в разводе.
Впрочем, скорее всего, «переписная» статистика все-таки верна, потому что укладывается в русло тенденции. В сравнении с данными более ранних Всероссийских переписей населения, проводимых «вручную», число одиноких домохозяйств неуклонно увеличивалось.
Социологи из научно-исследовательского центра РАН углубились в результаты переписи и, опираясь на собственные изыскания, сделали следующую сенсационную выкладку. Большинство из этих 41% одиночек – молодежь.
Следует ли бояться тенденции, когда выросшие дети, особенно в городах, уезжают от родителей, но сами не спешат создавать семью?
- Пугаться не надо, но задуматься государству стоит, – говорит социальный психолог Валерий Раушинский. – Кроме экономических факторов, когда ипотека дорогая, растет инфляция и прочая и семьи заводят не раньше 25-35 лет, большой процент одиночек вызван еще и сложностями в общении.
Наверное, многие из своего опыта заметили, что молодежь по-другому сейчас знакомится. С одной стороны, цифровизация невиданно расширила горизонты и, чтобы найти партнера, достаточно просто нажать пальцем на картинку в приложении. С другой – снизилась активность личностных коммуникаций, стремление создать пару. «Им ничего не надо, одному хорошо», – с удивлением говорят многие мамы и папы, в свое время имевшие совсем другие устремления. Да, широкие возможности или даже иллюзия широты выбора партнера снизили остроту конкуренции, мотивацию «кого-то там искать». Да и паттерн знакомства поменялся. К понравившейся девушке или парню сейчас скорее не подойдут на улице, а постараются разыскать в соцсетях. И очень часто вся «совместная жизнь» так и проходит в Интернете, чему, в частности, способствует распространение киберсекса.
Есть и другая проблема. Касательно знакомства – многие, особенно юноши, не «разучились знакомиться», как говорят, а не научились. Социально-поведенческий навык дает только опыт, в том числе опыт отказов. А его нет. Спрос на «стратегии» знакомства, популярность всяких пикаперских программ и курсов это подтверждают.
Другой подводный камень настигает людей, которые встретились, но к своему уже не юному возрасту сформировали привычки, ценностные представления. К тому же идет слом традиционных гендерных ролей, все меньше девушек желают в свободное от работы время кухарничать и заниматься бытом, пока партнер отдыхает. Многие пары в поколении Z не переживают этот притирочный период. Но в целом все это: сепарация, поздние браки, «цифровизация знакомств» или перераспределение домашних ролей – общемировая тенденция.