В рамках нового проекта педагогов научат постить правильные, а не «голые» фото
С инициативой «обучать учителей правильному ведению соцсетей» к Минпросвещения обратилась первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
С инициативой «обучать учителей правильному ведению соцсетей» к Минпросвещения обратилась первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Как она объяснила, «образ учителя складывается из навыка самопрезентации, умения поддерживать коммуникацию с обучающимися и их родителями, внешнего вида педагога». И значительное влияние на его имидж «оказывают навыки ведения социальных сетей». Депутат привела свежие данные социсследования о том, что каждый четвертый ученик подписан на страницы своих учителей.
Как известно, периодически учителя попадают в скандалы, связанные с публикацией ими на своих страницах фото, которые не нравятся бдительным родителям, обнаружившим их. Так, в марте в Екатеринбурге из школы-интерната уволили учительницу за посты и личные фото ВКонтакте. На некоторых из фотоснимков были замечены алкогольные напитки (на фото встреч педагога с подругами в ресторане). Кроме того, как сказано в заключении комиссии, в постах обнаружены высказывания, «порочащие органы госвласти». В итоге, педагога уволили по статье ТК «Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы». Вряд ли ее возьмут теперь в какую-либо детскую организацию с данным клеймом...
Также все, наверное, помнят историю, произошедшую несколько лет назад с учительницей из Барнаула Татьяной Кувшинниковой, которой пришлось уволиться после публикации на своей странице фотографии в закрытом спортивном купальнике — девушка, блестящий педагог, всего-навсего увлекается моржеванием. Однако руководство школы углядело в снимке «эротику». Подобных случаев было немало...
В Минпросвещения так отреагировали на данную инициативу: во-первых, напомнили, что уже существует курс цифровой грамотности для учителей, который те проходят в рамках повышения квалификации. А, во-вторых, с 2022 года при министерстве работает совет учителей-блогеров, в который вошли больше двух десятков педагогов.
«МК» выяснил «глас народа», то есть, учительский глас по этому поводу.
Учитель истории и обществознания Лидия Петровна заверила нас, что дело даже не только – и не столько! – в дикой загруженности учителей. А в том, что «имидж учителя – в делах его, в его позиции, в успехах его учеников, а не в прилизанных постах и отфотошопленных фотографиях». У нее у самой нет личных страниц, только общий чат с родителями.
– Хотя кому-то из моих коллег такие курсы не помешали бы! Может, кто-то и перестанет выкладывать слишком личные фото. В каких-то странных нарядах, с томными лицами... Одним словом, «хоумвидео». А дети потом скринят и у себя в закрытых чатах потешаются над ними. За таких коллег реально стыдно. Но, как мне кажется, чувство уместности прививается с детства. И никакие курсы человека не научат быть культурным, тем более, за короткий срок.
– Надо сказать, что такие программы уже есть, – в свою очередь, рассказал «МК» заместитель директора по информатизации челябинского лицея № 35, учитель истории, член Всероссийского экспертного педагогического совета Минпросвещения РФ Владимир Брюхов. – Например, есть федеральный проект, в котором, в том числе участвуют и даже побеждают учителя. В этом проекте, помимо конкурсной составляющей, есть огромный образовательный блок, который помогает любому желающему прокачать свои навыки в ведение соцсетей и блогов.
А нужно ли всем учителям обладать специальными навыками для ведения соцсетей? Нужно ли вообще учителю вести соцсети? Наверное, много чего российскому учителю нужно, но мне кажется, что учителя следует просто уже оставить в покое. Пока что у рядового учителя все больше беспокойств, например, в этом году каждая школа должна отчитываться о проведенных мероприятиях в рамках «года педагога», да еще и с публикацией фотоотчета в соцсетях...
Далеко не все учителя имеют страницы в соцсетях и регулярно ведут их, учитывая их нагрузку. Есть опасения, что, если эту инициативу все-таки поддержит министерство, то учителей будут записывать туда «на добровольно-принудительной основе», но будет ли от этого толк? Российский учитель сам в силах осознать, каких компетенций ему не хватает. Поэтому дайте уже российскому учителю адекватную нагрузку, чтобы у него появилось свободное время, и достойную зарплату, чтобы это время можно было провести с пользой. И тогда он сам с удовольствием запишется и на курсы блогеров, и на тренировки по самообороне...
Инициатор идеи, первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова пояснила «МК»:
– В наше время у педагогов есть уникальная возможность влиять на своих учеников и после уроков. И было бы замечательно, если бы учителя смогли перехватить повестку у популярных сейчас блогеров, которые часто публикуют то, что дети смотреть и слушать вообще не должны. Поэтому надо помочь учителям научиться профессионально вести свои социальные сети, делать их привлекательными для учеников. А то сейчас ситуация такая, что в России ежегодно увольняют десятки педагогов из-за жалоб родителей на неподобающий контент в их личных аккаунтах.
Яна Лантратова рассказала, что дети, как показывают данные различных исследований, подписываются на своих учителей, постоянно следят за их публикациями, доверяют им. «Давайте поможем педагогам стать еще влиятельнее!».
Депутат подчеркнула, что «обучение должно быть добровольным, чтобы такой проект не был дополнительной нагрузкой для учителя и реализовывался только при его желании».