В Москве отдали дань памяти погибшему 30 лет назад военкору «МК» Дмитрию Холодову
- Дима был одной из первых жертв в разгар беспредела 90-х, когда царила коррупция, и всё, что связано с честной журналистикой, было под угрозой, - сказал возле памятника Дмитрию Холодву главный редактор «МК», глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев.
- Дима был одной из первых жертв в разгар беспредела 90-х, когда царила коррупция, и всё, что связано с честной журналистикой, было под угрозой, - сказал возле памятника Дмитрию Холодву главный редактор «МК», глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев. - Дима погиб, и он стал символом этой борьбы. После началась череда убийств, таких, как убийство Влада Листьева и многих других журналистов в Москве и регионах. Их убивали, потому что за убийство Холодова никто не ответил. ...Это была грубейшая ошибка Ельцина и правоохранительных органов, которая привела к уничтожению многих уважаемых и талантливых журналистов, отстаивавших свободу слова...
В годовщину гибели Дмитрия Холодова «МК» опубликовал посвященные ему материалы, а также фотографии людей, обвинявшихся в его гибели.
- Мы опубликовали фотографии, начиная с Грачёва, который отдал прямые указания, и заканчивая теми, кто исполнил эти указания, - сказал Павел Гусев. - ...Многие, кто принимал решения об убийстве, ушли из жизни. Рано или поздно они должны были понести наказание. Не знаю, покарает ли других, кто был причастен к этому преступлению...
Бывший журналист «МК», а ныне депутат Госдумы Александр Хинштейн сказал, что смерть Холодова - масштабная утрата для российской журналистики.
- Он был чистым, честным человеком, - сказал он. - Я хорошо помню, как мы смеялись над тем, что он постоянно ходил в одной и той же куртке. Все свои деньги он отдавал родителям, оставаясь далеким от материальных благ.
Дима трагически погиб, но, как говорится, на мемориальной доске, где его имя останется навсегда: его убили не на войне, его убили за правду. Эта правда будет жить в наших сердцах. Мы помним его как молодого, светлого и талантливого человека, и память о нем будет продолжать жить среди тех, кто его знал.
Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев сказал, что хоть он лично не был знаком с Холодовым, но он очень много читал про него:
- Он был очень талантливым журналистом. ...Если бы он тогда остался жив, ему было бы сейчас 57 лет. Представляете, сколько бы он написал за эти 30 лет? К сожалению, судьба распорядилась иначе — он погиб от теракта.
Действительно, виновные в этом не были наказаны, и после этого произошло множество трагедий с другими журналистами. Это ужасно и несправедливо. Но всем, кто все это устроил будет суд. Не сейчас, так потом. А Дмитрия помнят....
Мама Димы - Зоя Александровна рассказала, каким он был добрым человеком, который всегда находил способы помочь людям.
- У него осталось много записей, книжек о том, как люди встречались с ним. Он писал много во время командировок. Однако он всегда возвращался в своё родное гнездо — в свою газету!
Он даже в самых страшных ситуациях, когда сидел в подвале с другими журналистам во время боевых действий, поддерживал связь с «Московским комсомольцем» — передавал материалы, которые потом печатали в газете. Мы узнавали о том, что наш сын жив по его материалам в «МК».
Дима, когда оказывался в «горячих точках», подходил к солдатам и говорил: «Ваши родители о вас переживают, они не знают, где вы и что с вами происходит. Пожалуйста, напишите им». Он собирал записки и сообщения, чтобы переслать родным солдат.
Зоя Александровна отметила, что все эти 30 лет «Московский комсомолец», главный редактор Павел Гусев, поддерживал их семью.
- Мы поняли, что это очень хорошая и большая семья, - сказала Зоя Александровна.
Преподаватель факультета журналистики МГУ Анна Толоконникова рассказала, что каждый год, когда она спрашивает первокурсников, каких журналистов-героев они знают – всегда звучит имя Димы Холодова.
— Это очень радостно, что есть человек, на которого им бы хотелось равняться, быть похожим. И, знаете, это наш долг, помнить о нем и нести эту память через поколения...
В памятном мероприятии принял участие скульптор, автор памятника Диме Холодову Андрей Балашов.
По его словам, при создании памятника он хотел как бы воссоздать момент трагического взрыва:
- Я хотел показать его в момент взрыва. Дима старается хрупкой газетой защитить нас и себя от всего этого ужаса, который творится вокруг...
Коллеги Димы, журналисты «МК» отмечали, что он был чистым, мужественным и талантливым человеком.
- Сегодня день памяти, - завершил Павел Гусев. - Мы помним и будем помнить. Это не слова клятвы, а наше внутреннее убеждение. Мы без этого не будем теми, кто защищал свободу слова и журналистику. Да, были сложные моменты, но мы выжили, и мы будем жить и работать, вспоминая Диму Холодова. Нашего друга и соратника, который первый погиб на поле брани журналистики в новой России.