Руда и высокие технологии: как педагоги колледжей изучали горную добычу
Для страны эта отрасль – одна из главных двигателей экономики, стратегически важный сектор, от которого зависит стабильность и развитие многих регионов.
Для страны эта отрасль – одна из главных двигателей экономики, стратегически важный сектор, от которого зависит стабильность и развитие многих регионов. И именно здесь, в горнодобывающем деле, как предсказывают эксперты, в ближайшие годы ожидается настоящий «технологический бум».
Чтобы подготовить будущих специалистов, способных поддерживать и развивать горнодобывающее дело, появилась программа стажировок для преподавателей колледжей на крупных горнодобывающих предприятиях страны, таких как Михайловский и Лебединский горно-обогатительные комбинаты.
Можно ли объяснить студентам, как устроен процесс обогащения руды, если сам не видел его в действии? А как подготовить будущих операторов добычи, если не знаешь, что такое ультратонкий помол, грохочение и управление понизительными подстанциями? Точно так же, как в инженерии или медицине, – без реальной практики не разобраться. Но, когда перед тобой мельницы, которые измельчают руду до 30 микрон, или понижающая станция, питающая целое предприятие, каждый процесс обретает реальное значение.
В этом году Михайловский горно-обогатительный комбинат принимал одиннадцать преподавателей из Железногорска, для которых знакомство с передовым оборудованием горнодобычи началось с экскурсии по всем участкам предприятия. Здесь, среди шумных агрегатов, педагогов сразу распределили по своим направлениям, кто-то изучал оборудование, кто-то погружался в управленческие процессы производства, а кто-то осваивал новые данные для новых технологий. Помогать педагогам взялись мастера и инженеры, попутно объясняя каждый этап работы. «Когда сам видишь процесс до мельчайших деталей, это позволяет подготовить студентов лучше», – говорит Альбина Карпинская, преподаватель по электроснабжению.
Проект «Профессионалитет» и программы стажировок, которые курирует Институт развития профессионального образования, помогают таким образовательным центрам, как «МеталлКЛАСтер» в Курской области, создавать учебные программы, максимально приближенные к реальности. Местный образовательный кластер объединяет три колледжа и два ведущих предприятия, включая Михайловский ГОК и «Вагонмаш», и получает значительную поддержку: 100 миллионов рублей от федерального бюджета и 30 миллионов инвестиций от «Металлоинвеста».
Этот опыт становится важнейшим этапом для преподавателей и студентов: вместо учебников и теоретических схем – реальные технологии и оборудование, навыки, которые действительно востребованы на рынке.
«Стоишь в цеху, где мельницы превращают руду в порошок, и понимаешь, что без реального опыта сложно подготовить студента к такой работе», – рассказывает Валентина Горохова, преподаватель Железногорского горно-металлургического колледжа. На стажировке ей довелось увидеть в действии мельницы ультратонкого помола и корпуса дообогащения концентрата, которые позволяют снизить крупность до 30 микрон. Валентина уверена, что эти новые знания кардинально изменят ее подход к обучению студентов, ведь переданные в теории процессы обрели конкретное воплощение. «Зашла в свою лабораторию и не узнала ее: здесь всё по-другому. Оборудование – новое, высокотехнологичное. Никакой предварительной ручной работы: загрузили пробу – и сразу получили результаты. Теперь я точно знаю, к чему надо готовить наших выпускников», – не скрывает эмоций педагог.
Начальник лаборатории Михайловского ГОКа Евгений Пирожков отметил, что такие стажировки помогают преподавателям понять производственные процессы и требования предприятия к сотрудникам: «Чтобы студент приходил на производство уже подготовленным, важно, чтобы его наставник знал, какие задачи ему предстоит решать на практике».
Лебединский горно-обогатительный комбинат, где также проходила стажировка для преподавателей в рамках «Профессионалитета», стал важным этапом профессионального роста для педагогов кластера «Горное дело». Стажировка состояла из двух этапов: первый этап был направлен на изучение работы электрического и электромеханического оборудования, второй – на погружение в тонкости подземной и открытой добычи полезных ископаемых.
«Такие стажировки дают нам понимание современных процессов и стандартов работы на производстве, – отмечает Альбина Карпинская, преподаватель дисциплин, связанных с электротехникой и электроприводами. – Мы побывали в одном из самых современных цехов по электроснабжению, увидели, как устроена мощная понизительная подстанция. Эти знания позволяют скорректировать учебные программы так, чтобы студенты понимали, с чем им придется сталкиваться на практике».
Стажировка включала в себя интервью с ведущими специалистами предприятия, среди которых были кадровики, мастера производственных участков и начальники цехов. Педагоги узнали о цифровых компетенциях, которые требуется развивать в студентах, и о бережливом производстве, что помогает оптимизировать работу предприятия.
Весь процесс обучения для преподавателей был спланирован так, чтобы они могли осваивать каждую технологию поэтапно: от теоретической базы до выполнения практических заданий. Так, на Лебединском ГОКе участники программы изучали процессы, связанные с работой сложных машин и систем. Для многих это был первый опыт работы с такими масштабными установками. «Мы привыкли работать в кабинетах и лабораториях колледжа, а тут – мощные производственные линии, каждый процесс автоматизирован», – делится впечатлениями Николай Хоменко, преподаватель электротехники.
Учителя погружались в нюансы технологических процессов: от первичной обработки руды до создания конечного продукта, узнавая, какие задачи решаются на каждом этапе производства. У преподавателей была возможность поработать под руководством опытных наставников, которые делились реальными случаями из практики. «Я вижу, что знания, которые я получаю, могут помочь мне передавать студентам конкретные требования реальной работы, без которых их не примут в будущем», – рассказывает преподаватель по сварке Сергей Морозов.
Один из дней был полностью посвящен современным цифровым технологиям и их роли в горной промышленности. «Это поразительно, насколько автоматизация и цифровизация стали важными элементами. Мы узнали, как можно интегрировать цифровые технологии в обучение и дать нашим студентам навыки работы с этими инструментами уже на первых курсах», – говорит Вячеслав Жучков, преподаватель из Курска.
Проект «Профессионалитет» ориентирован на то, чтобы адаптировать учебные программы под реальные запросы производства. Сегодня преподаватели возвращаются в колледжи, уже зная, какие именно компетенции нужно развивать у своих студентов. «Педагог становится для студентов настоящим проводником в профессии, – считает Александр Левшин, главный технолог обогатительной фабрики Михайловского ГОКа. – Они не только делятся теорией, но и передают опыт, который сами получили на производстве».
Впечатления преподавателей и опыт, полученный в рамках стажировок, уже в ближайшем будущем станут залогом высокого уровня подготовки молодых специалистов. Стажировки по программе «Профессионалитет» хорошо и наглядно доказывают, что качество образования напрямую связано с реальным производственным опытом преподавателей.
Фото: Михайловский ГОК (горно-обогатительный комбинат)