Ретрореквизит, тысяча в час и фотофиксация: как устроены городские фестивали
Вспомним, что «праздник без перерыва» — идея относительно недавняя.
Вспомним, что «праздник без перерыва» — идея относительно недавняя. В 2000-х годах фестивали в Москве были узкопрофильными (например, пресловутые ярмарки меда) и проходили на изолированных площадках, не становясь развлекательными мероприятиями общегородского масштаба. В первой половине 2010-х годов начали появляться городские фестивали в их нынешнем формате. И лишь в 2020-х годах календарь этих мероприятий стал по-настоящему плотным, а формат «ревю мировых праздничных и кулинарных традиций» уступил место другой магистральной идее — формированию московского праздничного бренда.
За любыми мероприятиями в первую очередь стоят люди и структуры, работающие над ними. Здесь Москва тоже прошла за последние полтора десятилетия значительный путь — от полукустарной организации фестивалей силами групп энтузиастов до профессиональной ивент-индустрии, специализирующейся именно на этих мероприятиях. Большинство фестивальщиков разного уровня работают на этих проектах постоянно — речь идет и об актерах-аниматорах, и о технических специалистах. В беседах с корреспондентом «МК» они рассказали, как устроена эта работа «за кулисами» и почему она для них привлекательна.

Кто вы, товарищи клоуны?
Когда все начиналось, около десяти лет назад, основной костяк организаторов городских фестивалей составляли исторические реконструкторы, участники ролевого движения. В частности, один из ключевых клубов российской исторической реконструкции — «Ратоборцы» — в течение нескольких лет был своего рода генеральным подрядчиком для городских фестивалей с историческими сценками.
— Все началось с большого фестиваля «Времена и эпохи», который был именно ролевой инициативой, — вспоминает Елена, участница движения в 2000–2010-е годы. — Конечно, для организации любого большого фестиваля нужны контакты с городскими властями, и это было начало прекрасной дружбы. Бюджеты городских фестивалей значительны, поэтому быть генеральным подрядчиком и распределять заказы достаточно интересно, и «Ратоборцы» с радостью занялись этим.
Однако фестивали 2020-х организованы уже по-другому, рассказал «МК» Владимир, участвующий в них в качестве артиста. Место реконструкторского клуба заняла специально созданная фестивальная дирекция, а костяк участников этих мероприятий теперь образуют не энтузиасты, а профессиональные актеры. Это вполне логично: фестивали работают одновременно на десятках площадок, и ни один клуб энтузиастов, даже крупный и хорошо организованный, не может заменить профессионалов.
— Чаще всего это молодые актеры, до 35 лет, и обычно это не коренные москвичи, — говорит собеседник «МК». — Таких артистов много, «елок» для них мало, а оплачивается эта работа неплохо.

Сколько им заплатили
Расценки для актеров на московских фестивалях по обычным меркам — не берем в расчет знаменитостей! — и правда не так уж плохи. Например, минувшей зимой занятым на центральных площадках в Москве артистам платили около 12 тысяч рублей за 12-часовую смену.
— С одной стороны, 1000 рублей в час для офисного менеджера, может быть, и немного, — рассуждает актриса, работавшая на Манежной площади. — Но с другой стороны, если взять двадцать-тридцать смен, получаются вполне солидные деньги. К тому же без дресс-кода и офисной субординации. Для многих это звучит очень привлекательно.
По итогам зимних фестивалей собеседница «МК» и многие ее коллеги заработали по несколько сотен тысяч рублей — получилось и отложить немного, и заработать на неотложные расходы, и как следует «отпраздновать». А лишних трат при 12-часовых сменах в любом случае не получается — тратить заработки некогда, как и, например, вахтовикам-нефтяникам.
— Другое дело, что семья и дети тебя не видят, — говорит Максим, работавший на Тверском бульваре этой зимой. — Но, в принципе, можно брать и неполные смены. Правда, начальство этого не любит, им проще подрядить одного человека на весь день. Но можно — и многие так делают — оформиться на полную ставку, с утра до вечера, а потом при нужде подменяться.
Конечно, при таких подменах в артистах борются два чувства: естественная жадность и желание хоть как-то отдохнуть. И часто, что греха таить, первое побеждает. Но порой отдых, как рассказывают собеседники «МК», получается сам собой: работа на улице, особенно зимой, оборачивается ОРВИ — и организм выбирает полежать…
Интересно, что оплата у артистов на городских фестивалях, в отличие от архаичных ярмарок, никак не зависит от выручки — по причине отсутствия этой самой выручки, ведь посещение всех площадок бесплатное! В результате получается порой, что очередная стайка детей с родителями, которая у старых ярмарочных клоунов вызывала радость: ура, мол, новые клиенты, теперь порождает некоторое уныние: ну вот, снова за работу.

Барахло? Реквизит!
Кому на московских фестивалях раздолье, так это барахольщикам, любителям и профессионалам ретро. В последние годы на крупных фестивальных площадках строятся вполне аутентичные «контактные зоопарки»: комната хрущевки, крестьянская изба, Дом культуры, киноплощадка и многое другое. Обставлены они штучками, купленными на онлайн- и офлайн-толкучках, а порой и в антикварных магазинах.
— Чаще всего, конечно, здесь такие вещи, которые не имеют большой коллекционной ценности, — рассказывает участник фестивалей Михаил. — Но бывают и исключения: порой к фестивальным реквизиторам попадают ценные вещи в хорошем состоянии. Например, граммофонная труба, сейчас настоящую уже не найдешь в неповрежденном состоянии. А приходишь на площадку — и вот она!
«Как правило, реквизит приобретают на проекты «за наличные» — по объявлениям, под задачу, — пояснил Николай Нилов, владелец скупочного магазина в Москве, работающего с фестивалями. — В деньгах, как правило, организаторы не слишком ограничены, то есть торгуются редко».
При этом вещи после завершения фестивалей не списывают. «Многие ходят и спрашивают, даже из своих, можно ли «заиграть» или купить тот или иной предмет, — рассказывает Михаил — Но нет, такой возможности не предусмотрено, весь реквизит отправляется на склады в Подмосковье, потом используется для других фестивалей и на киносъемках».
Впрочем, если очень хочется, то схема «как заполучить фестивальный реквизит в собственные руки» есть — конечно, для актеров и других людей закулисья. Это делается так: нужный для обстановки предмет можно купить самому и сдать организаторам в аренду. А после завершения фестиваля забрать. В некоторых случаях — если вещь продается дешево — получается, что для предприимчивого участника фестиваля она бесплатна.
Своя атмосфера
Есть одна вещь, которая делает закулисье московских фестивалей (как и любого подобного предприятия) …просто привлекательной работой. Это «учет и контроль» на площадке, достаточно жесткие правила — необходимые, конечно, для хотя бы минимальной управляемости этой огромной махины, но немного отравляющие жизнь участникам.
— Фотофиксация сопровождает фестиваль всюду, — рассказывает сотрудник технического подрядчика. — Установили свет — зафиксировали, смонтировали декорации — отправили фотопруф, провели мероприятие — тоже всё снимается на камеру и передается куда следует. Проверяется соответствие количества оплаченных и реально присутствующих людей на площадке, заявленные активности, другое.
Помимо фиксации силами технических подрядчиков есть и проверяющие «по вертикали» — от самого генподрядчика. А также постоянная возможность попасть на фото и видео, ведь практически все посетители оснащены смартфонами.
— Не раз и не два было, что с нас спрашивали за какие-то мелочи на основании того, что кто-то из чиновников пошел гулять на нашу площадку и что-то не то увидел, — рассказывает конферансье одной из центральных площадок Олег. — А еще иногда — но это, по счастью, редко — бывает так, что снимает и докладывает «наверх» кто-то из наших коллег. Кто именно, можно только догадываться, но в любом случае живешь под постоянным видеоконтролем.
К этому, говорят собеседники «МК», можно привыкнуть. В частности, абсолютными становятся запреты, связанные с пожарной безопасностью и общественным порядком (сухой закон и курение строго вне площадок). В конце концов, мы в современном мегаполисе, где отслеживается абсолютно всё по умолчанию. Но всегда хорошим тоном считается — невзирая на все ограничения — выходить на площадку с улыбкой. Просто потому что иначе — без хорошего настроения — не отработаешь и десяти смен. И уж тем более не станешь постоянным участником фестивалей.