Профессор Александр Аронов: Нужно страховать ответственность врача
Разные бывают страховки. Но никто не может обойтись без медицинского полиса. Все мы в ОМС, некоторые в ДМС. Но даже обладатели двух страховок, извините за тавтологию, не застрахованы от опасности заболеть, от поиска самого лучшего и самого надежного целителя. Не только "Алиса", но и всезнающий Гугл, где царствует ИИ, готовы мгновенно выдать любой совет, любую рекомендацию. Готовы с ходу назвать фамилии самых "отменных" специалистов с телефонами, адресами и ценами.
Только не подумайте, что речь исключительно о частных клиниках, о частных целителях. За деньги можно получить помощь и в государственном учреждении, и у врача, работающего в государственной больнице. Вроде все просто. Предлагаю моей любимой героине тете Маше из подъезда открыть интернет, задав вопрос: надо ли ребенку в три года удалять аденоиды или стоит подождать? Уйма ответов и столько же советов. Надо им следовать или нет, решает сама тетя Маша. Или ей подскажет кто-то из "знатоков". И при таких возможностях растет количество жалоб от пациентов на качество медпомощи. Тем более что даже не во всех продвинутых клиниках есть достойные специалисты на все случаи жизни. Эксперты в области охраны здоровья говорят о нехватке врачей, их раннем выгорании, уходе из профессии.
"Алиса" и всезнающий Гугл готовы мгновенно выдать любую рекомендацию. С ходу назвать фамилии самых "отменных" специалистов с телефонами и ценамиМой сегодняшний собеседник не врач и не сотрудник медучреждения - юрист. Александру Аронову 40 лет. Он профессор Высшей школы экономики, член правления Национальной ассоциации управленцев здравоохранения, член адвокатской палаты города Москвы. Уже девять лет одно из направлений его работы - защита врачей.
Александр Владимирович, может, я не по адресу? Вы защищаете врачей, а меня интересует, почему плачут пациенты.
Александр Аронов: Здесь нет противоречия. Более того, скажу: если мы не защитим врача, то плач пациентов не уйдет, а станет еще сильнее. Вот вы упомянули интернет. Да, советов специалистов там выше крыши. Они спокойно рекомендуют, какие таблетки принимать, чтобы не щемило сердце, чтобы не мучил понос, чтобы не обращать внимания на катаракту, которую якобы можно вылечить с помощью каких-то растений... Глупые вопросы и соответствующие ответы? Но таковые есть, и вряд ли в обозримом будущем они исчезнут.
Александр Аронов: По закону не только пациент может отказаться от врача, но и врач может отказаться от пациента. Фото: Предоставлено Александром АроновымСейчас ссылаются не только на интернет. В моде искусственный интеллект.
Александр Аронов: И знаете почему? Потому что у просто врача нет статуса самостоятельного субъекта гражданских правоотношений. И даже если в результате подобных советов печальный исход, виновник не наказан. Ведь рекомендацию та же тетя Маша получила не от конкретного медицинского учреждения, у которого есть медицинская лицензия на эту деятельность, а от лица, у которого нет права оказывать медпомощь самостоятельно вне рамок медицинского учреждения.
А просто диплома врача недостаточно? Пациент обращается за помощью, и врач не имеет права отказывать.
Александр Аронов: Ошибаетесь! По закону не только пациент может отказаться от врача, но и врач может отказаться от пациента.
Такому врачу не позавидуешь: жалобы пойдут в самые разные инстанции. И инстанции, как правило, встанут на сторону пациента: не должен врач отказывать, врач обязан и т. д. Там, где живу, на Кутузовском проспекте, большой двор, детские площадки, скамейки, даже фонтан. Нередко в теплую пору некоторые скамейки оккупируют бомжи. Некоторые видно, что больны. Жильцы негодуют. Но должных мер не принимается. И нередко даже тут видят вину врачей: не лечат этих бедолаг, не соблюдают свое предназначение спасать, помогать. Мол, разве нет такой таблетки, чтобы помочь несчастному...
Александр Аронов: Жажда такой таблетки в последнее время стала просто повсеместной. И это объяснимо. Так называемой медицинской информации на все случаи жизни выше крыши из всех законных и незаконных источников. Даже слоган на сей счет имеется: врач - источник волшебной таблетки.
Есть и такие соискатели здоровья. Но не они же делают погоду. Ее делают те, кто, как вы сказали, поклонники волшебной таблетки. Принимают ее пару-тройку раз, а потом начинают жаловаться в разные инстанции, что лечение не помогает. А виновник? Виновник известен: врач прописал.
Александр Аронов: Согласен. Есть и такое явление. Но скажу: оно бы не было столь опасно, если бы волшебные таблетки в основном не рекламировали и не предлагали так рьяно врачи, которые никакой правовой основой для этого не обладают.
Но именно такие не только в интернете, но и в различных салонах красоты, в частных кабинетах. Все это юридические тонкости, которые вряд ли интересны тем, кто действительно нуждается в серьезной помощи.
Александр Аронов: Ошибаетесь! Эти тонкости очень существенны. В разных странах система здравоохранения устроена по-разному. Но в большинстве из них врач - центральное звено этой системы. И выступает самостоятельным субъектом права, где его ответственность застрахована. У нас такой страховки у врача нет. А это сильно влияет в том числе и на качество оказания медицинской помощи, а самое главное - на чувство защищенности врача. Можно конкретный пример?
Конечно!
Александр Аронов: В одном из регионов погибла пациентка. И мы вынуждены были защищать врачей. От чего? Во всем мире не всегда и не везде выживают те, кому оказывается помощь.
В чем в данном случае особенность?
Александр Аронов: Абсолютно здоровой молодой женщине по ее просьбе была выполнена операция по увеличению груди - липофилинг. То есть берется жировая ткань и, грубо говоря, закачивается в грудь. Но пациентка умерла. Родственники обратились с заявлением о возбуждении уголовного дела. Сама ситуация сильно довлела. Больше всего по этому делу переживала главный врач учреждения. Справедливо? Многие считают, что да. Главный за все в ответе. И скажем, если в этом деле трагедия произошла по вине медсестры, которая по неосторожности допустила медицинскую ошибку... Надо это комментировать? Думаю, нет. Нужно иное. Нужно четкое регулирование правовых отношений между врачом и пациентом.
Врач и медицинская организация - отнюдь не одно и то же.
Александр Аронов: К сожалению, именно так! Более того, все права у медорганизации. У врача как такового без медицинской организации юридических прав фактически нет. У него есть только права работника. Но если у работника возникают проблемы, то защищать его работодатель не станет. То есть врач - одно, медицинская организация - нечто другое. И в случае сбоя, неважно какого - гражданского или уголовного - ответственность различна. И в этой ответственности по большому счету просто врач не защищен.
Так отчего же плачет пациент?
Александр Аронов: Именно от того, что фактически сложно с кого-то спросить. Хочу еще раз подчеркнуть: в нашем законодательстве необходимо четкое определение как самого статуса врача, так и его отношений с пациентом и с медицинской организацией.
Александр Владимирович, если пациент обратился к врачу, но не получил, по его мнению, той помощи, на которую рассчитывал, то со своими слезами куда ему идти?
Александр Аронов: Ему надо обратиться за квалифицированной юридической помощью, перед тем как сесть за написание жалоб во все инстанции. И конечно, очень важно не попасть к тому, кто якобы этим занимается, а на самом деле вымогает деньги.
Легко сказать. Это в наше-то время, когда без пиара никуда.
Александр Аронов: Пиар пиару рознь. Нужен не скандальный, а умный, познавательный. Если угодно, ответственный. Не с кем попало, а с настоящими экспертами.
Между темСамолечение до психбольницы доведет
Пенсионер спросил у нейросети, как составить диету без соли, и попал в психиатрическую больницу, выяснили ученые из Университета Вашингтона. Своими выводами они поделились в журнале Annals of Internal Medicine.
Шестидесятилетний мужчина, не имевший в прошлом психиатрических заболеваний, рассказал, что соблюдал сложную диету и сам дистиллировал воду дома. При этом, как подчеркивают исследователи, эту диету ему посоветовала... нейросеть, пояснив, что хлорид натрия якобы можно заменить бромидом.
"Судя по хронологии этого случая, пациент консультировался по вопросу, как он может исключить хлорид из своего рациона", - отмечают авторы статьи. Прием бромида может привести к бромизму - хроническому отравлению соединениями брома, которое проявляется кожными высыпаниями, вялостью, нарушением памяти и другими неврологическими расстройствами.
Самолечение привело в психбольницу. Да, и такое бывает, и не только в Америке. Правда, не так часто, как к другим серьезным осложнениям. Кардиология, онкология, офтальмология, отоларингология, акушерство и гинекологи, урология... Короче, буквально все взрослые мужские и женские болезни, болезни подростков и детей, людей юного и преклонного возраста. В наши дни самолечение - опаснейшее, очень трудно поддающееся коррекции и буквально всеобщее заболевание. И потому...
Да, не всегда и не везде просто попасть к нужному специалисту. Но нынешняя практика службы здоровья все активнее идет нам навстречу. И при желании, при грамотном отношении к себе любимому можно, а главное жизненно необходимо сказать самолечению НЕТ.
Риски самолечения- Неправильная диагностика заболевания и маскировка симптомов: боль снята, а ее причина нет. Заболевание продолжает развиваться и еще проявит себя.
- Упущенное время: чем дольше пациент остается без грамотного лечения, тем вероятнее риск развития осложнений.
- Опасные "связи": некоторые лекарства усиливают или ослабляют действие других препаратов, а иногда и несовместимы.
- Тяжелая побочка. Врач обязательно взвешивает риски и пользу от приема лекарства. А иногда даже назначает предварительное обследование для того, чтобы лечение не навредило.
- Неправильный способ введения препарата, неправильная дозировка или передозировка.
- Развитие устойчивости к лекарству. Так, неправильное использование антибиотиков может привести к тому, что возбудители инфекций станут к ним устойчивыми. При обычной ОРВИ без подтвержденных бактериальных осложнений принимать антибиотики бессмысленно.