Похищенный 45 лет назад боевой орден вернулся из-за океана в семью фронтовика
Такая же непростая судьба оказалась и у его боевой награды.
Такая же непростая судьба оказалась и у его боевой награды. В 1979 году орден Красной Звезды у ветерана украли. Спустя 45 лет наши соотечественники, живущие в Канаде, выкупили награду у американского коллекционера и вернули ее сыну Героя. О том, как эта история объединила жителей разных континентов, — в материале спецкора «МК».
«Фамилию фронтовика нашли в журнале боевых потерь».
Орден Красной Звезды вернулся в семью Чистяковых, благодаря нашим соотечественникам, которые живут в Торонто. Они организовали Военно-исторический клуб «191 стрелковая дивизия», восстанавливают историю боевой части, занимаются реконструкцией сцен боев Великой Отечественной Войны. А также выкупают на различных аукционах, Милитари-шоу и в специализированных магазинах советские награды и возвращают реликвии потомкам Героев.
Мы связались с руководителем клуба, военным историком, уроженцем Ленинграда Сергеем Еремеевым, который уже 27 лет живет в Канаде. «Русские канадцы» уже выкупили более ста номерных наград. Из них 31 воинскую награду передали в семьи героев, 10 — в музей.
В начале 2024 года к ним попали снимки ордена Красной Звезды и учетной карточки ветерана. Сергей Еремеев поделился с нами, как они искали потомков фронтовика.
— Все началось с того, что на одном из американских форумов я обратился к коллекционерам, попросил откликнуться тех, у кого есть награды за Ленинградский, Волховский фронт, — рассказывает Сергей. — Через некоторое время мне написал один американец, сообщил, что у него есть два ордена Красной Звезды, орден Славы, а также два ордена Красного Знамени, у которых, кстати, номера шли подряд, они были вручены ленинградским милиционерам.
Американец прислал «русским канадцам» фотографии наград, а также учетные карточки с именами тех, кому они принадлежали. (Ныне можно заказать «пробивку» по номеру награды, и вам за определенную плату пришлют учетную карточку бойца. — Авт.).
— Мы с ним созвонились. Я был немало удивлен, что он без всякого акцента повторяет за мной название русских городов. Американец объяснил, что работает с документами, может говорить и читать по-русски. А все началось с того, что он увлекся русской классической музыкой, потом стал изучать историю, выучил русский язык. Мы перешли с ним на русский. Я живу в Канаде 27 лет. Видел немало иностранцев, которые говорят по-русски. Англоговорящим вообще достаточно тяжело, в отличие от тех же индусов или афганцев, освоить русский. А у этого коллекционера практически не было акцента.
Сергей говорит, что американец согласился отдать им за символическую цену награды, если они найдут родственников фронтовиков.
— Один из орденов Красного Знамени принадлежал Петру Павловичу Чистякову, уроженцу Вологодской области, 1926 года рождения. В поисках родственников фронтовика нам помогал поисковик из Энгельса Наиль Кудашев, с которым мы давно сотрудничаем.
Петр Павлович Чистяков жил в Ленинграде, на фронт попал в ноябре 1944-го, воевал в 1064 полку 281 стрелковой дивизии.
— Когда стали искать информацию по его учетной карточке на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа», заметили несостыковку. Согласно записи, которая была сделана в журнале боевых потерь, Петр Павлович Чистяков погиб 14 января 1945 года. И был похоронен в польском городке Палтуйск. В то же время мы нашли запись о том, что в марте 1945-го фронтовик находился в госпитале. Подумали сначала, что речь идет о полном его тезке. Но совпала и дата, и место его рождения. Поняли, что Петр Павлович выжил!
Более того, поисковики обнаружили записи о награждении его орденом Красной Звезды, который он получил 17 февраля 1972 года. А 6 апреля 1985-го фронтовику вручили орден Отечественной Войны 1 степени.
— Поисковик Наиль Кудашев в течение одного дня нашел внука Петра Павловича Чистякова — Андрея. Он отправил нам фотографии своего деда и его орденской книжки. Выяснилось, что жив единственный сын ветерана, которого зовут Алексей Петрович. Ему семьдесят три года, он живет в Санкт Петербурге. Мы с ним созвонились. Алексей Петрович был немало удивлен и растроган.
И буквально через месяц ему передали отцовскую награду.
— Орден Красной Звезды привез и вручил сыну ветерана наш товарищ по Военно-историческому клубу «191 стрелковая дивизия» Андрей. Он собирается сейчас переезжать обратно из Канады в Питер. У него умерла мама, в Санкт-Петербурге остался антикварный магазин. Алексей Петрович с трепетом принял из рук Андрея орден Красной Звезды, который был украден у его отца в 1979 году. Ветеран очень переживал, до самой смерти надеялся, что награда найдется. Но не дождался, умер в 2002 году. И вот, спустя 45 лет, реликвия вернулась в семью Героя.
«Ходил с протезом, но калекой себя не чувствовал»
Нам удалось связаться с сыном фронтовика. Алексей Петрович Чистяков рассказал нам о непростой судьбе своего отца:
— Отец родился в 1926 году, но в какой день и месяц точно не знал, сам условно записал-определил себе день рождения. У отца было три брата и сестра. Когда началась Великая Отечественная война, отцу было 16 лет. Всю блокаду, все 872 страшных дня, он находился в Ленинграде. Работал на заводе. С четвертой степенью дистрофии попал в госпиталь. Потом батяня вспоминал как выписался из госпиталя. Спешил домой. Прошел через арку и увидел их распахнутое окно на пятом этаже. На ветру, как знак беды, билась о стены занавеска. Отца захлестнули эмоции, он понял, что кого-то из близких нет в живых.
Чистяковы тогда жили в доме на улице Майорова.
— Забежав наверх, отец узнал, что его родители и брат умерли от голода. Его отец, мой дедушка, был могучего телосложения, очень сильный, работал в речном порту. Был настоящим богатырем, много ел. Резкое недоедание сказалось на его здоровье. Он умер первым. Старший брат отца служил на флоте и пропал без вести. Еще одному брату, который оказался на Северном флоте, удалось выжить. Он не участвовал в боевых действиях. Осталась в живых и папина сестра Полина.
А сам Петр Павлович в 1944-ом, в 19 лет, еще недостаточно окрепший, отправился добровольцем на фронт. Их 281-ая стрелковая дивизия участвовала в Выборгской наступательной операции, в боях на Карельском перешейке, а потом была передислоцирована в Польшу, вошла в состав 2-го Белорусского фронта.
— 14 января 1945-го на подступах к Висле отец был тяжело контужен, ему посекло осколками всю левую часть тела. Потеряв сознание, он три дня пролежал в снегу. Когда на миг очнулся, увидел, как уходит трофейный взвод. Солдаты искали выживших бойцов. А также собирали оставшееся на поле боя оружие и снаряжение. Это была последняя группа солдат. Все уже ушли. Отец вспоминал, что из последних сил он смог поднять руку. К великому счастью, в это время боец, который шел последним, оглянулся. Увидел среди трупов приподнятую руку. Солдаты вернулись, забрали отца, отправили его в медсанбат.
В родном 1064 полку командира отделения Чистякова посчитали убитым. Занесли его данные в журнал боевых потерь. Сестра Полина получила на брата похоронку.
— А отца поэтапно перевозили из одного медсанбата в другой. У отца были обморожены ноги. Пошла гангрена. Ему пришлось ампутировать правую ступню и пальцы на левой ноге. Лечился он долго. До 2 сентября был в госпитале на Урале.
Петр Павлович, как говорит его сын, был сильный духом. Хоть и ходил с протезом, калекой себя не чувствовал.
— Отец был молодой. Жажда жизни взяла свое. Он хотел быть полезным людям. Вернувшись после ранения в Ленинград, пошел учиться на часового мастера. Закончил курсы. Стал работать часовщиком. Одной профессии ему показалось мало. Через год-полтора он пошел учиться на портного. В то время часовщик и портной были очень востребованные профессии.
В 1949 году Петр Павлович женился на Марии Матвеевне.
— С будущей женой отца познакомила соседка по коммуналке. Мама приехала к ней в гости, они были из одной деревни, расположенной в Новгородской области, дружили. И ведь какое раньше было целомудрие! Родители поженились 22 декабря 1949 года. И ровно через 9 месяцев — 22 сентября 1950 года — родился я.
Петра Павловича называли мастером-«золотые руки».
— К нему приходили клиенты, которые обошли 3-4 часовых мастерских, и им везде отказывали. Никто не брались за ремонт часов из-за отсутствия запчастей. А отец брался. У него был маленький токарный станочек, и он сам вытачивал маятниковую ось анкерного колеса, которая была меньше миллиметра. И, таким образом, давал часам вторую жизнь. Отец ремонтировал и напольные часы, и небольшие наручные часики.
Преуспел Петр Павлович и в портновском деле.
— Помню как-то моя учительница в начальной школе попросила отца перелицевать ей пальто. Раньше верхнюю одежду шили из английских тканей, которые были очень качественными и хорошо смотрелись, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Когда преподаватель пришла забирать перешитое пальто, она его не узнала. Пальто было как новенькое, она была одета «с иголочки».
Петр Павлович шил все — от нижнего белья до верхней одежды.
— Тогда многие шили на заказ. Работы у отца было много. Его очень ценили. Клиенты называли его Петропавловской крепостью, его имя и отчество — Петр Павлович — были очень созвучны.
Алексей Петрович вспоминает, как однажды к отцу пришел один его знакомый, у которого был физический изъян — одно плечо было ниже другого. Одна рука казалась длиннее другой.
— Его дочь выходила замуж, и к ее свадьбе он хотел пошить себе костюм. В ателье отказались брать заказ, опасаясь, что клиенту готовый костюм может не понравиться. А батя взялся. Сшил ему такой костюм, что уровнял плечи, скрыл изъяны. Они были уже не видны. Знакомый отца был настолько доволен обновкой, что тут же пустился в пляс.
Поскольку Петр Павлович был инвалидом войны, ему закон позволял работать на дому.
— В 70-е годы в моду вошли брюки-клеш. Все ребята нашего двора, благодаря отцу, были в обновках. Он одел их в модные брюки-клеш. От клиентов у него не было отбоя. Как сейчас помню, за пошив брюк отец брал 10 рублей. Но кому-то шил и бесплатно. Отец был человеком широкой натуры. Любил жизнь и людей. Многим помогал, делал это искренне, от души.
«Награды скрутили прямо с пиджака»
В феврале 1972 года Петру Павловичу Чистякову вручили орден Красной Звезды.
— Отец был младшим сержантом, командиром стрелкового отделения. Видимо, были подняты документы их дивизии, их полка, отец отличился, проявил себя в бою.
Сражения на подступах к Висле были действительно ожесточенными. Оборонительный рубеж немцев состоял из трех линий траншей полного профиля. Перед передним краем были установлены спирали Бруно, противотанковые рвы, минные поля. Передний край был пристрелен артиллерией. Красноармейцы действовали решительно, нанеся противнику большие потери.
Через семь лет, в 1979 году, орден Красного Звезды у Петра Павловича украли.
— В день Победы, 9 Мая, они собрались с ветеранами в парке. Вспоминая военные годы, выпили «наркомовские сто грамм». Отец, возвращаясь домой, присел на скамейку, задремал. А когда проснулся, не было ни ордена, ни медали. Награды скрутили прямо с пиджака. В такой день у кого-то поднялась рука обворовать ветерана. Обращались в милицию, но все было тщетно.
Как говорит Алексей Петрович, отец очень тяжело переживал потерю. Постоянно вспоминал о своем боевом ордене Красной Звезды. Эта награда была добыта потом и кровью.
— Судьба отцовского ордена была неизвестна 45 лет. В марте мне позвонил сын, сообщил, что из Канады прислали архивные документы, найден дедушкин орден. Я сначала не поверил, думал, что действуют какие-то мошенники. Потом созвонился с Сережей Еремеевым, который оказался нашим земляком, очень душевным человеком. Мы с ним проговорили больше двух часов и не могли остановиться. Настолько интересно обоим было общаться. Я узнал, что его отец и бабушка жили в блокадном Ленинграде. Оба деда воевали: в Великую Отечественную, финскую, японскую и даже гражданскую. Что сам Сергей успел отслужить срочную службу водителем еще в советской армии. В Канаду уехал вслед за сестрой в 1997 году. Работает водителем-дальнобойщиком.
Алексей Петрович отмечает много мистических совпадений.
— Антикварный магазин, где сподвижник Сергея Еремеева — Андрей торжественно вручил мне отцовский орден Красный Звезды, находится на проспекте Стачек. А мы жили как раз в Автово, где папа получил комнату. Дом стоит недалеко от этого магазина.
Также выяснилось, что Петр Павлович Чистяков похоронен на том же Южном кладбище, где покоятся родители, дедушки и бабушки Сергея Еремеева.
— 281 стрелковая дивизия, где воевал отец, и 191 стрелковая дивизия, историю которой изучают ребята-реконструкторы из Канады, бок о бок защищали Ленинград. И потом на протяжении всей войны находились недалеко друг от друга. Как сказал Сергей, в этой жизни случайности не случайны. И он прав. Просто удивительным образом отцовский орден вернулся из-за океана. Если бы батяня проснулся — не поверил бы.
Проникся историей семьи Чистяковых и американский коллекционер.
— Мы ему отправили фотографии ветерана, а также видео, где сыну фронтовика передают отцовский орден Красной Звезды. Американец был растроган.