Почему биология должна стать одним из лидеров ЕГЭ по выбору
По прогнозам экспертов, биология, химия и физика должны в скором времени выйти в лидеры среди предметов по выбору на ЕГЭ. Но как? Что нужно сделать школам и вузам для того, чтобы заинтересовать детей молекулами и фотосинтезом? Поговорили об этом, а также о современных детях и о том, на что им ориентироваться, выбирая профессию, с директором Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ Денисом Кузьминым.
Денис Владимирович, ждем смены лидеров среди предметов по выбору на ЕГЭ? Обществознание уступит место биологии?
Денис Кузьмин: Мне как биологу этого бы, конечно, очень хотелось. Давайте взглянем на сегодняшнюю ситуацию. Для МФТИ традиционный обязательный предмет - математика,и тут мы фиксируем практически тоже число сдающих профильную математику на ЕГЭ. При этом по информатике сейчас рост явный - это тренд.
Что же касается великолепной тройки - "физика, химия и биология", то ситуация следующая. За последние три года число сдающих физику снизилось и существенно. Тех, кто выбирает химию, тоже становится чуть меньше. Количество выпускников, выбирающих биологию, остается более или менее на одинаковом уровне. Устраивает ли нас такая тенденция? Абсолютно нет. Нам - и вузу, и стране в целом - нужен рост всех этих трех направлений.
А в чем причина?
Денис Кузьмин: Все просто: у нас поменялся школьник. Современные школьники - прагматики. Они хотят знать, где они будут работать и сколько получать уже здесь и сейчас. И если честно, то они хотят знать это не в одиннадцатом, а уже в девятом классе. Мы работаем и с ребятами из регионов, и с другими университетами по разным программам. Все фиксируют одно: растет поколение очень конкретных, очень прагматических молодых людей, которые задают весьма рациональные вопросы. Один из них: "Какие у меня перспективы после окончания именно вашего университета?".
Что могут ответить вузы и работодатели, чем "зацепить"?
Денис Кузьмин: На это очень хорошо "заточены" крупные ИТ-компании. Они выполняют два условия. Первое: вкладываются в имидж, который "цепляет". Прекрасные офисы, корпоративная культура, снеки, фитнес и т.п. Встречают ведь по одежке. Но это лишь вершина айсберга.
Современные школьники - прагматики. Они хотят знать, где будут работать и сколько получать, не в одиннадцатом, а уже в девятом классеВторое - у этих компаний есть ресурсы, чтобы ставить перед молодежью интересные задачи. Именно поэтому мы видим сегодня такой спрос на ЕГЭ по информатике. Потому что, глядя на такую компанию, школьник легко ответит себе на вопрос "Где я хочу работать?". Конечно, здесь!
А как в близкой вам сфере биотехнологий? Ведь именно биотех вместе с развитием искусственного интеллекта выходит на первый план.
Денис Кузьмин: К сожалению, в области биотехнологий мы не увидим такой картины, как в сфере технологий информационных. В России крупных биотехнологических компаний не так много. И, увы, они не выполняют ни первого, ни второго условия. Не "продают" себя как модель образа жизни, рабочее место мечты для молодого поколения. Не борются за умы.
На мой взгляд, у нынешних биотехкомпаний нет достаточного количества технологических задач для ребят, которые выбирают это направление. К сожалению, многие эти компании до сих пор живут в парадигме зарубежных поставок и логистических цепочек, не вкладываясь в собственные разработки. Да, это экономически более эффективный путь. И с этой точки зрения, действительно, зачем открывать кафедры в вузах, зачем придумывать, как вовлечь талантливых ребят... Сложно! Да, это другой уровень зрелости.
Выход есть?
Денис Кузьмин: К счастью, сегодня университеты и научно-исследовательские институты получают хорошее госфинансирование и берут на себя смелость ставить действительно серьезные технологические задачи в области биотеха. Университеты, открывая лаборатории, привлекая ребят и получая гранты, субсидии, могут обеспечить молодежи гораздо более комфортные условия труда, чем биотехкомпании. Парадокс.
Денис Кузьмин: Всем, кто хочет идти в биологи, нужно факультативно заниматься физикой, химией, информатикой. Фото: Пресс-служба МФТИХорошо, куда двигаться бизнесу и вузам, понятно. А на уровне школы что нужно, чтобы, как у вас в свое время, "щелкнуло" на биологию, например?
Денис Кузьмин: Прежде всего, надо давать ребенку пробовать себя в совершенно разных направлениях, включать во всякие программы стажировок, лагеря и прочие "активности", в том числе и летом. Поверьте, очень часто там происходит тот самый щелчок. Вот у нас сейчас, например, идет проектная смена по химии - ребята-семиклассники. Кто-то уже увлекся предметом, а кому-то родители предложили просто попробовать - вдруг понравится переливать растворы, работать в настоящей лаборатории... Атмосфера вокруг имеет большое значение. Ну и еще один вариант - это дополнительные кружки, чтобы ребенок нашел то, что ему интересно, и "загорелся". В моем случае "щелчком" стал учитель. И это, я считаю, лучший вариант - путь за педагогом. В восьмом классе к нам пришел новый учитель биологии, и мне в нем понравилось, как сегодня говорит молодежь, "примерно все". Как он рассказывал, что он рассказывал, как он выглядел (внешний вид важен!) и как он себя чувствовал в этом мире. Он был свободен и уверен в себе и в том, что говорит. И у меня, как у ребенка, сработала простая ассоциация: если я буду заниматься биологией, буду также классно себя чувствовать. Поэтому считаю, что надо выбирать школу, где есть хотя бы один подобный "звездный" учитель.
Вы и ученый, и управленец. Какие навыки оказались самыми полезными? Что поможет студенту войти в профессию и не разочароваться в ней?
Денис Кузьмин: Безусловно, необходимо понимание ряда биологических и химических дисциплин, математики и физики - такой конкретный "пакет" знаний. Причем не только теоретических, но и практических. Биология - наука во многом экспериментальная. Надо понимать, что биология сегодня междисциплинарна. Посмотрите, кто сегодня получает нобелевские премии в области физиологии медицины. Есть и медики, и биологи с очень большим погружением в физику, химию, математику. Прорывы в науке делают люди, которые владеют не одной наукой. Очень важно попасть в хорошую научную школу, где молодому ученому будут ставить задачи, анализировать то, что получилось, просматривать логику эксперимента.
Что касается каких-то управленческих "фишек", то я бы советовал пробовать как можно раньше, с небольших коллективов. Я начал управленческую деятельность в 25 лет, сейчас мне 38, и я понимаю: хорошо, что на некоторые вопросы я для себя ответил в 28. А самая моя любимая история - "учиться-разучиваться-переучиваться".
А как это - "разучиваться"?
Денис Кузьмин: Условно говоря, не надо тащить за собой груз прошлых знаний и методик, если появилось что-то новое. Надо просто в какой-то момент себе сказать: "Это устарело, теперь все делается по-другому". Знаю многих людей и среди учителей, и среди ученых, которым это очень сложно дается. У нас недавно был интересный опыт: мы собрали школьников и взрослых экспертов и поставили им технологическую задачу: придумать город будущего, в котором будут жить люди в 2035 году. Стоит ли говорить, что молодежь высказала свои предположения, поставила самые смелые задачи. Но это заняло лишь пять минут. Остальные два часа говорили и что-то делали взрослые. Не потому, что школьники не хотели - очень хотели! А потому что в нас сидит установка "я взрослый, я знаю лучше, а вот в мое время делали так!".
Классический пример того, как мы тащим в наше будущее уже устаревшее прошлое знание.
Кто приходит в вашу школу биологической и медицинской физики?
Денис Кузьмин: К нам прицельно приходят ребята, которые хотят заниматься науками о жизни. Те школьники, которые в классе восьмом-девятом были профессионально нацелены на то, чтобы изучать биологию и ею заниматься. И они уже в курсе, что современная биология - это все-таки междисциплинарность, что для этого надо знать четыре-пять дисциплин.
Сейчас мы набираем больше ста человек ежегодно, хотя когда-то набор был почти в три раза меньше. Интересно: в этом году впервые девочек поступило больше, чем мальчиков. Это невероятно, но факт.
В какую сторону смотреть нынешним выпускникам школ, первокурсникам-биологам? Что будет в тренде лет через пять?
Денис Кузьмин: Все, что связано с генетическими технологиями. Их влияние на человечество сопоставимо, скажем, с космическими проектами. Это то, что будет затрагивать все сферы нашей жизни от разработки новых лекарственных препаратов до ранней диагностики сложных заболеваний, это и системы геномного редактирования, и вакцины...
Это, безусловно, наше будущее в горизонте 5-7 лет. Всем, кто хочет идти в биологи, я бы рекомендовал в плюс факультативно заниматься физикой и математикой, химией, информатикой. Это та самая междисциплинарность. Человек, который идет в науки о живом, сегодня должен уметь говорить на многих предметных языках.
Российская газета - Федеральный выпуск: №7(9249)