От «Ленина» до новых горизонтов
Юбилейный акцент на достижения и планы Центром торжеств стал ФГУП «Атомфлот» – предприятие госкорпорации «Росатом», которое объединяет героев современной Арктики – моряков-полярников и инженеров.
Юбилейный акцент на достижения и планы
Центром торжеств стал ФГУП «Атомфлот» – предприятие госкорпорации «Росатом», которое объединяет героев современной Арктики – моряков-полярников и инженеров. На мероприятии присутствовали губернатор Мурманской области Андрей Чибис, председатель Мурманской областной думы Сергей Дубовой, а также ключевые представители «Росатома».
Ключевым моментом стало выступление Бориса Кабакова, директора департамента реализации проектов в СМП и Арктики госкорпорации «Росатом». В своем докладе он зачитал приветственное слово генерального директора «Росатома» Алексея Лихачева. В нем особо подчеркивались успешные достижения предприятия, включающие ввод в строй новых атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал», постройку «Якутии» и амбициозные планы по созданию сверхмощного судна «Россия».
Андрей Чибис отметил, что все атомные ледоколы имеют порт приписки Мурманск, что символично для крупного арктического центра страны. «Атомный ледокольный флот – это наше конкурентное преимущество, служащее развитию Севера, Северного морского пути и укреплению мировой торговли», – сказал он.
Праздничная программа на историческом ледоколе «Ленин»
Символично, что празднование юбилея развернулось на борту атомного ледокола «Ленин» – первого в мире атомного судна, строительство которого стало знаковым событием для мирового кораблестроения. Именно «Ленин» дал старт развитию российского атомного флота в 1959 году, открыв новую главу в освоении Арктики.
Гости мероприятия смогли не только вспомнить историю уникального атомохода, но и оценить, каким образом современные технологии продолжают поддерживать лидерство России в арктических водах. В рамках программы прошло собрание рабочего коллектива «Атомфлота» и церемония награждения сотрудников – моряков и инженеров, чья работа обеспечивает безопасную и бесперебойную экспедицию судов через ледяные просторы.
Наука и знания для арктического будущего
Празднование юбилея не ограничилось мероприятиями в Мурманске. В Москве, в музее «Атом» на ВДНХ, состоялась панельная дискуссия «Сквозь толщи льда к сердцу Арктики». Эксперты обсудили технологии освоения Арктики, специфику работы атомного флота и представили уникальный проект «Ледокол знаний».
Этот образовательный формат, организованный совместно с Российским обществом «Знание», стал настоящим прорывом в просвещении. Лекции, записанные во время экспедиции, рассказывают не только о научных и технических разработках, но и о жизни моряков, суровой красоте Арктики и перспективах освоения Северного морского пути.
«Этот проект позволяет детям и взрослым почувствовать себя частью команды атомного флота не выходя из дома. Ведь Арктика – это наша общая гордость и зона ответственности», – отметила Полина Лион, руководитель проекта от «Знания».
Атомный флот как стратегический ресурс страны
К 65-летию атомного флота приурочили конференцию «Ядерная энергетика для морского судоходства и освоения Арктики», которая прошла на базе НИЯУ МИФИ. Представители «Росатома», ученые и инженеры обсудили значение атомных технологий в решении глобальных проблем климата, логистики и экономического развития Севера.
Северный морской путь – одна из важнейших транспортных артерий между Европой и Азией, становящаяся все более конкурентоспособной в условиях динамичного таяния ледников. Развитие атомного флота позволяет гарантировать круглогодичное судоходство, что делает Россию лидером в освоении Арктики.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко подчеркнул, что будущее освоения арктической зоны невозможно без инновационных технологий и мощных атомных судов. Ядерная энергетика доказала свою надежность, экологичность и эффективность.
Новая эра атомного флота: развитие проекта 22220
Сегодня Россия остается единственной страной, обладающей атомным ледокольным флотом. Современные суда серии ЛК-60Я (проект 22220) стали наследниками легендарного «Ленина». Этот проект включает в себя мощные универсальные ледоколы, способные преодолевать льды толщиной до трех метров и обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
2024 год стал поистине ключевым для развития атомного ледокольного флота. В этом году произошло сразу несколько крупных событий: была начата закладка ледокола «Сталинград», «Чукотка» спущена на воду, а на «Якутии» стартовали ходовые испытания. Все эти суда принадлежат к проекту 22220, представляющему собой гармоничное сочетание мощности, надежности и современных технологий.
Однако особой вехой станет ввод в эксплуатацию первого ледокола-лидера «Россия» уже до конца десятилетия. Этот атомный гигант сможет пробивать льды толщиной до четырех метров, существенно расширяя возможности флота и ускоряя реализацию стратегической программы развития СМП.
2024 год: самый насыщенный в истории флота
Юбилейный год стал не просто яркой датой, а настоящей точкой перезагрузки для атомного ледокольного флота. Такое количество событий за 12 месяцев делает 2024 год самым насыщенным за всю историю этого направления. Это не только демонстрация нынешних научных и технических успехов, но и доказательство того, что атомный флот России продолжает развиваться с формулировкой на будущее.
По мере того как Арктика становится все более важным стратегическим регионом, российский атомный ледокольный флот обеспечивает стране бесспорное лидерство в этом направлении. Научные достижения, мощная инфраструктурная поддержка и масштабная модернизация делают СМП ключевым звеном глобальной экономики.
Вся 65-летняя история атомного ледокольного флота – это символ технологического превосходства, который помогает дрейфовать не только сквозь тяжелые льды Арктики, но и в сторону великих интересов будущего страны.
Справка:
Российский атомный ледокольный флот официально был основан 3 декабря 1959 года. Именно в этот день на борту первого в мире атомного ледокола «Ленин» состоялась церемония поднятия государственного флага. С того момента атомные ледоколы стали мощным инструментом, позволяющим преодолевать арктические льды, открывать транспортные коридоры и содействовать освоению Северного морского пути.
В 2018 году «Росатом» был наделен полномочиями инфраструктурного оператора СМП. Стратегическая цель госкорпорации – превратить Северный морской путь в эффективную транспортную артерию мирового значения, которая соединит Европу, Россию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня ведется масштабная работа над проектом развития Большого Северного морского пути – транспортного коридора, пролегающего от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока.
Комплексное освоение Арктической зоны России является одним из главных стратегических приоритетов государства. Ключевая задача – увеличение объемов перевозок по СМП, что возможно благодаря поддержанию регулярных грузоперевозок, строительству современных атомных ледоколов и обновлению инфраструктуры. «Росатом» и его предприятия занимают важное место в этом процессе, способствуя достижению поставленных целей и укреплению позиций России в Арктическом регионе.
Фото: ФГУП «АТОМФЛОТ»