Новые приоритеты профессий для современной экономики
Посмотрев, в чем нуждаются регионы, каких вакансий больше всего на заводах и предприятиях, ведущие коллективы ИРПО делают вывод: сквозные технологии — вот, что нужно, и вот, что поможет стране уже в ближайшие годы стать независимой в плане технологий.
Посмотрев, в чем нуждаются регионы, каких вакансий больше всего на заводах и предприятиях, ведущие коллективы ИРПО делают вывод: сквозные технологии — вот, что нужно, и вот, что поможет стране уже в ближайшие годы стать независимой в плане технологий.
Что такое сквозные технологии? Те, которые влияют на развитие сразу нескольких отраслей экономики. А конкретно: искусственный интеллект, большие данные, робототехника и новые материалы. Именно в этих областях Россия намерена стать независимым лидером. Количество мест приема по этим направлениям в колледжи значительно выросло, и подготовка кадров для этих отраслей уже идет полным ходом.
Топ самых популярных технологических направлений у абитуриентов колледжей прямо сейчас — «Информатика и вычислительная техника», приходит 115 тысяч студентов в год. В числе лидеров также «Машиностроение» — более 77 тысяч студентов, «Техника и технологии строительства» — более 63 тысяч студентов.
Абитуриенты активно выбирают те специальности, которые наиболее востребованы на рынке труда, обеспечены рабочими местами сразу по окончании учебы. А обучаться этим профессиям придется не за пыльной партой, а у производственного станка.
Убедиться, что все это не только красивые слова, а реальность, можно легко и наглядно, посетив любую из созданных в рамках национального проекта «Образование» мастерскую. Таких площадок на базе колледжей в этом году в стране будет уже 5 тысяч. Все они оснащены оборудованием, приближенным к реалиям высокотехнологичного производства. Масштабная сеть появилась быстро, за шесть лет работы нацпроекта «Образование» в регионах, и все это крайне привлекательно для молодежи, которая хочет овладеть реальными производственными навыками и выйти на работу сразу после обучения.
Кстати, самый популярный вид экзамена в профессиональном образовании сегодня — демонстрационный. Выглядит он так: студент приходит на экзамен и, вместо того чтобы рассказывать заученную теорию, реально демонстрирует, чему научился на практике: варит, монтирует, вытачивает и тому подобное. Собрал студент идеально деталь, выполнил высокоточную задачу — сдал демонстрационный экзамен. На то и демонстрационный, чтобы будущий работодатель увидел результат работы студента своими глазами и при желании пригласил на вакантную позицию.
Ряд новых возможностей открыл для студентов федеральный проект «Профессионалитет». По сути своей это новый подвид профобучения с короткими и максимально современными программами, а также с прямым включением ведущих отраслевых предприятий в образовательный процесс. «Профессионалитет» стал своеобразным локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Среди его задач с учетом растущего интереса молодежи к обучению в колледжах — широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов среднего звена и рабочих по востребованным специальностям и профессиям. Проект создал образовательно-производственные кластеры, напрямую связав на каждой площадке образовательные центры с работодателями. Сегодня в стране 370 таких кластеров по 24 отраслям экономики, и их число продолжает расти.
Чтобы студент легко вливался в практику, у него должен быть талантливый педагог-наставник. Как готовить таких в масштабах страны? Еще одна задача ИРПО, с которой институт активно справляется. Внутри «Профессионалитета» полным ходом идут программы повышения квалификации педагогов колледжей, разработанные институтом. В центре внимания — практическая подготовка. А еще все программы связаны со стажировками с выездом на заводы и предприятия. Педагоги приезжают на завод, перенимают опыт работы на передовых станках у лучших мастеров, возвращаются в колледжи и учат этому студентов. Студенты оттачивают технику и умения на практике, сдают демонстрационный экзамен, а затем выходят уже работать. Нередко новое место работы — тот самый завод, на котором обучали и педагога. Вот такой круговорот мастерства, наставничества и опыта — залог успешной подготовки кадров для любых нужд страны.