• Новости
  • Общество
  • “Надо учить без отметок”: в школах начали отказываться от контрольных работ
Фото: Евгений Семенов Фото: Евгений Семенов

“Надо учить без отметок”: в школах начали отказываться от контрольных работ

Громкое заявление руководитель Рособрнадзора сделал на Петербургском международном экономическом форуме.

Громкое заявление руководитель Рособрнадзора сделал на Петербургском международном экономическом форуме. Там прозвучало много важных инициатив, и это — безусловно одно из них. Как заверил Анзор Музаев, существующий массив контрольных работ «раздражает как учителей, так и учеников и их родителей». То есть три стороны учебного процесса выразили поразительное единодушие. 

Контрольные не просто отменят формально, но также со стороны Рособрнадзора будут внимательно следить за исполнением этого решения. А если что, ответственность понесут руководители образовательных организаций всех уровней.  

- Это нарушение, за которое понесут наказание руководители образовательных учреждений, муниципалитеты, если они виноваты, министерства региональные, - сообщил Музаев.

Глава Рособрнадзора заметил, что в указанный объем контрольных работ не войдут всероссийские проверочные работы (ВПРы) и мониторинги от Московского центра качества образования (МЦКО). Эти тесты вроде как и не контрольные даже: за них не ставится оценка, а если и ставится, то она не влияет на итоговую. 

Оценить решение Рособрнадзора «МК» попросил действующих московских педагогов. Учителя практически единодушно поддержали начальство.

- Я считаю, что абсолютная гипертрофия контрольных работ имеет место. Это затрудняет возможность глубоко и содержательно обучать детей, - рассказал заслуженный учитель России, директор школы Евгений Ямбург. - 40 процентов контрольных работ в программе отнимает много учебного времени. Не остается часов, чтобы качественно объяснять материал.

Но вместе с тем и без контроля нельзя, считает Евгений Александрович. Знания должны быть оценены, иначе не будет стимула учиться. 

- Уже давно идут разговоры о том, что надо учить без отметок. Но дети и родители хотят оценок. Любой труд должен быть оценен. Это нормальная вещь. Сторонники полной отмены контрольных отметок приводят в пример опыт некоторых западных школ. Я знаю, что существуют частные американские школы, где заявляется, что отметки не выставляют. Однако там все равно существует оценивание. Ученики и родители получают регулярный развернутый отчет о том, что усвоил учащийся и насколько хорошо. Поэтому контрольные работы и их варианты - самостоятельные, проверочные работы - должны присутствовать в учебной программе обязательно, но давайте попробуем снизить их количество. Безусловно, для учащихся их избыток — это дополнительный стресс. 

- Если говорить о контрольных работах, проведение которых всегда было строго регламентировано, то в преподавании основного курса математики, например, эта проблема не стояла. За счёт большого количества учебных часов количество контрольных работ и так не превышало 10%, - подсчитал учитель математики Игорь Жабровский. - Но пока не поясняется, войдут ли в этот объем другие оценочные работы: проверочные, самостоятельные, практические, лабораторные. В любом случае  избыток контрольных работ — это нагрузка и стресс не только для учеников, но и большая сложность для учителя. Подобная инициатива уже была три года назад, но, по всей видимости, проблему перегруженности учеников проверкой знаний решить не удалось. Возможно, получится сейчас. 

В любом случае хорошо, что подобные инициативы возникают сразу после окончания учебного года, а не накануне его начала, например. У учителей будет достаточно времени внести корректировки в планы работы на следующий учебный год.


Может быть интересно