Мать и сын потеряли друг друга на Украине, но нашли на Камчатке

8 марта мы рассказываем об удивительной женщине Ольге, пробравшейся в глубь Украины, прошедшей через 15 блокпостов и забравшей в деревне, "на украинской стороне", мальчика-десятиклассника, которого уже полтора года искала мать, эвакуировавшаяся в Россию. 6 марта мать и сын встретились в аэропорту Петропавловска-Камчатского и обнялись. Причина их счастливой встречи - Ольга Симанова, руководитель Комитета семей воинов Отечества (КСВО) в Херсонской области, заместитель руководителя по общественным проектам филиала фонда "Защитники Отечества". Благодаря ее энтузиазму и настойчивости все и произошло.

Корреспонденты "РГ" встретили 16-летнего Даню Корчагина на Казанском вокзале и прогулялись с ним по Москве.

В эту неожиданную поездку у Дани сбылись сразу три мечты, не считая главной, - он отправился в путешествие, увидел снег и прогулялся по Красной площади. Особенно душевной оказалась прогулка по центру столицы.

- Нравится?

- Бомба, - отвечает парень с восторгом. - После прогулки хочу маме подарок на 8 марта выбрать.

Даня чем-то похож на своего киношного тезку Данилу Багрова, главного героя фильма "Брат". Спокойный, немногословный, немного романтик (мечтает увидеть Тихий океан и стать моряком), любит песни Цоя. При случае может и постоять за себя - занимается борьбой.

До начала СВО Даня часто оставался у бабушки, помогал ей по хозяйству. Мама работала в соседнем селе, откуда осенью 2022-го ей и младшему сыну пришлось спешно эвакуироваться. Даня остался с бабушкой - картошку выкопать, дров нарубить, с огородом управиться - на украинской стороне. Полтора года подросток жил недалеко от линии фронта, а мама все это время мечтала его забрать.

- Когда мама Дани пришла к нам, смотреть на нее было тяжело и больно, - рассказывает руководитель Камчатского штаба комитета Надежда Гоголева. - Она обращалась в разные инстанции и не могла добиться помощи.

А когда стало понятно, что у нее появилась надежда увидеть сына, призналась Надежде: "Теперь я хотя бы стала спокойно спать".

Как же члены семьи оказались так далеко друг от друга?

- На Камчатку они прилетели из Краснодара, - объясняет Надежда. - На тот момент наш регион забирал большое количество переселенцев, предлагая рабочие места. Сейчас мама Дани живет и работает в Петропавловске-Камчатском.

06.02.2024. Аэропорт Петропавловска-Камчатского. Мама и сын, наконец, вместе. Фото: Пресс-служба Заксобрания Камчатского края

Но привезти ребенка самой маме было не под силу: одна дорога обошлась бы ей примерно в 100 тысяч рублей. Помогли организаторы этого удивительного путешествия - Комитет семей воинов Отечества (КСВО). Его коллектив преимущественно женский. Многие из активисток сами пережили горе. Например, у Надежды Гоголевой, мамы двоих детей, супруг погиб на СВО. Поэтому равнодушных здесь нет. И на беду семьи Корчагиных откликнулись по-человечески. Дорогу Дане оплатили камчатские депутаты и общественники.

Из бабушкиного дома до Москвы Данилу решилась сопроводить Ольга Симанова, руководитель КСВО в Херсонской области, заместитель руководителя по общественным проектам филиала фонда "Защитники Отечества". Благодаря ее отваге, энтузиазму и настойчивости Даню получилось отправить к маме.

Даня чем-то похож на своего киношного тезку Данилу Багрова, главного героя фильма "Брат". Спокойный, немногословный, немного романтик (мечтает увидеть Тихий океан и стать моряком), любит песни Цоя. При случае может и постоять за себя - занимается борьбой

- Чиновники меня отговаривали, - признается Ольга. - Везти чужого ребенка, да еще с украинской стороны, большая ответственность. Если бы мы выбрали официальный путь, Дане пришлось бы ждать этой поездки полгода. Пока сопровождающего найдут, пока деньги выделят. Можно, конечно, переложить все это на государство, но я же общественник, сама должна пример подавать, да и потом, у меня сын такого же возраста. К тому же мне предстояла поездка в Москву на форум "Женщины России".

Ольга оформила документы, купила торт и отправилась из Евпатории через всю Херсонскую область за незнакомым мальчишкой.

- Село выглядело как вымершее, - делится они воспоминаниями. - На улицах никого. Почти всю молодежь вывезли, многие уехали в Польшу, Германию. В некоторых семьях мамки уехали и побросали детей на бабушек.

Ольга говорит, что в селе у Дани не было никаких перспектив, а через год ему уже надо было поступать в вуз. Бабушке без любимого помощника, конечно, будет сложно.

- В октябре ей исполнится 70, - рассказывает Ольга, - мы с Данькой договорились, что он заработает летом денег и приедет к бабушке. Он парень работящий, в прошлые каникулы помогал ремонтировать автомобили, заработал 20 тысяч.

А еще говорит, что провожать Даню пришла даже кошка. Бабушка всплакнула, но сама ехать на Камчатку не согласилась, отшутилась: "у них там в куртках до лета ходят".

Чтобы добраться на машине до Крыма, им пришлось преодолеть 15 блок-постов, отстоять четырёхчасовую очередь на границе.

- На каждом перекрестке нас останавливали, открывали багажник, проверяли документы, - вспоминает Ольга.

И вот, наконец, они в долгожданной Москве.

Приехали на двухэтажном поезде. Юного путешественника встретили с искренней радостью - он вышел из вагона под аплодисменты и приветствия женщин комитета: "Привет, Данька, добро пожаловать в Москву!".

Даня охотно делится впечатлениями от своей первой в жизни поездки на поезде.

- Максимум, на чем я ездил до этой поездки - это трамвай, - улыбается Даня, - а тут я ехал на верхней полке, смотрел в окно. Первая моя мечта сбылась еще в поезде - я увидел снег. И лес. У нас ведь только степи и лесопосадки.

Даниил Корчагин: "У меня сбылись три мечты. Я увидел снег, лес и Москву". Фото: Александр Корольков

Даня с легкостью несет свою огромную клетчатую сумку и рассказывает, что мечтает увидеть маму и брата, покататься на лыжах и съездить с отчимом на рыбалку.

До Камчатки Даня полетит один, ему помогут представители "Аэрофлота", и в аэропорту передадут представителям комитета и маме. Даня все время был с мамой на связи, с утра до вечера. Учитывая разницу в девять часов, это было не так-то просто.

- Друзья уже скучают, - с грустью говорит он, - будем переписываться.

Даня рассказывает, что в школу он и оставшиеся в селе школьники ездили на автобусе. Ехать минут 15, но каждый день туда и обратно надо проехать через два блок-поста. Так же приходилось ездить и на занятия по борьбе. Подчеркивает, что самым неприятным в его 16-летней жизни были ночные обстрелы: "Обычно это было в 12 ночи".

Узнав о возможности встретиться с семьей, он сначала не поверил.

- Но когда мама сказала, что это, действительно, возможно, тут же принял решение ехать. Я бы и бабушку с собой забрал, только она не хочет, - печалится Даниил.

Прощаясь, задаю ему вопрос: "Что самое ценное в жизни?" - "Мир", - не задумываясь отвечает Даня.

На следующий день Ольга Бельцева, руководитель Московского штаба комитета, показала Дане Москву и проводила в аэропорт.

"Везти чужого ребенка, да еще с украинской стороны... Можно переложить все на государство, но я же общественник, сама должна пример подавать и потом, у меня сын такого же возраста"

- Мы здорово погуляли, - рассказывает Ольга. - Дане очень понравилась столица, он в восторге от Красной площади, хотя, как это часто бывает, он думал, что она больше. Мы зашли в ГУМ, перекусили в столовой, подошли к Вечному огню, прогулялись по Александровскому саду.

Не забыл юный путешественник и о подарках - в память о Москве Даня купил стеклянный шар с главными архитектурными достопримечательностями столицы, а маме на праздник - духи.

- В аэропорту мы передали Даню на попечение сотрудников "Аэрофлота", - продолжает Ольга. - Он немного нервничал - первый раз же летит на самолете, но держался молодцом. А вообще, Даня отличный парень - добрый, дружелюбный, открытый. На прощание обнял всех нас, обещал писать. Ждем.

Российская газета - Федеральный выпуск: №51(9293)