Космонавт Константин Борисов - о границах возможностей человека и полете на Луну
Герой России, космонавт-испытатель, участник космической миссии SpaceX Crew-7 Константин Борисов в интервью "Российской газете" рассказал о том, как из преуспевающего бизнес-консультанта стать космонавтом, "в чьих интересах" работают на Международной космической станции и есть ли во Вселенной иные формы разумной жизни.
Давайте начнем с главного вопроса. Сможет ли человечество в обозримом будущем выйти за пределы орбиты Земли и отправить корабли с экипажами хотя бы в пределы Солнечной системы? Нужен ли для этого новый тип двигателя?
Константин Борисов: Конечно, сможет. Но главный вопрос, который для этого нужно решить, не связан с двигателем. Даже сейчас ракетный двигатель может разогнать корабль до первой и второй космической скорости (11,2 км/с. - Прим. "РГ"). Дальше ты рассчитываешь траекторию, делаешь надежную систему посадки и через 5-6 дней ты уже на Луне.
Но не все так просто, конечно. Главная проблема - это автономность. Сейчас космические корабли и находящаяся на орбите Земли Международная космическая станция (МКС) используют GPS/ГЛОНАСС-навигацию. У них есть прямая видеосвязь с Землей. И если на МКС возникнет внештатная ситуация, опасная для жизни и здоровья людей, то экипаж станции можно эвакуировать на Землю. А еще космонавты защищены от солнечной радиации магнитным полем Земли.
При полете на Луну или Марс все будет иначе. Связь только в виде текстовых, аудио- или видеосообщений, приходящих с большой задержкой. Радиация. Все задачи и возникающие проблемы экипаж должен будет решать сам, без помощи Земли. Риски станут намного выше. Если же строить лунную станцию, то нужно решить еще много технических вопросов. Станцию придется закапывать в грунт, опять же для защиты от солнечной радиации. Лунная пыль. Она очень мелкая, проникает в подшипники, уплотнительные кольца и со временем выводит движущиеся механизмы из строя. Со стороны может показаться, что это несложная и решаемая задача, но это не так. И таких задач много. На мой взгляд, ближайшая цель космонавтики - это долговременная экспедиция на Луну. Только после нее можно будет замахнуться на Марс.
А человек вообще может жить в космосе? Или это враждебная ему среда?
Константин Борисов: Как человек, проведший 199 суток на МКС и прошедший разные этапы адаптации - физической, психологической, последующую реабилитацию после невесомости, - скажу, что да. Более того, когда я прилетел на МКС к Диме и Сергею (космонавты Дмитрий Петелин и Сергей Прокопьев. - Прим. "РГ"), которые вместо 6 месяцев отработали на МКС 371 день, то увидел, как человек может адаптироваться к невесомости. Какие они ловкие, умелые, смелые. И делают все раз в пять быстрее, чем я. А потом через 2 месяца сам понимаешь, что ты такой же. Так что в космосе можно жить, особенно если добавить какие-то дополнительные удобства. Например, на космической станции следующего поколения изменить инфраструктуру, сделать отдельную зону отдыха, приема пищи, спортивный зал, рабочую зону.
При этом очень важно методично заниматься физкультурой и отслеживать медицинские показатели. Когда мы научимся защищаться от радиации, то точно сможем жить и работать в космосе дольше. Основной вопрос тут психологический. Насколько сами люди захотят жить где-то вне Земли.
Если вернуться на несколько лет назад. Вопрос, который невозможно не задать. Как вы стали космонавтом? Тем более что ваша карьера из бизнес-консалтинга в космос была очень необычной.
Для полета на космическом корабле "Союз" требуется около тысячи часов подготовки, лекций, экзаменов. Фото: Из архива Константина БорисоваКонстантин Борисов: Все началось с того, что я вырос в городе Жуковском, в общежитии летчиков-испытателей. И когда ты живешь в таком сообществе, то думаешь: вот вырасту, стану летчиком-испытателем, или просто летчиком, или космонавтом. Это кажется очень естественным. А потом, в 1998 году, в рамках совместной американо-российской программы "Объединенные исследования высоких скоростей", к нам приехал астронавт Гордон Фуллертон. Гордон очень улыбчивый, приветливый и позитивный. И вообще, сам факт того, что вот перед тобой стоит человек, которого можно потрогать, а он был в космосе, произвел на меня сильное впечатление. Я действительно с детства хотел стать космонавтом. Мне вообще казалось, что каждый мальчишка хочет стать космонавтом. Ну а кем еще? Но потом, когда в конце 90-х не получилось поступить в летное училище, я решил, что, не став военным летчиком, не стану летчиком-испытателем и аэрокосмическая карьера для меня закрыта. Так что окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова, стал заниматься математикой, экономикой, языками, пошел в международный бизнес-консалтинг. Это затянуло, научило многим полезным вещам - командной работе, управлению большими проектами, анализу больших данных. Чтобы стать хорошим консультантом, нужно действительно иметь много компетенций и навыков. Хотя работа в офисе и не была мечтой всей моей жизни, все шло вполне успешно по понятной траектории.
Ближайшая цель космонавтики - это долговременная экспедиция на Луну. Только после нее можно будет замахнуться на МарсНо... в сентябре 2012 года я открыл новости и прочитал, что завершился первый открытый отбор в отряд космонавтов и вот 8 человек, которые стали космонавтами. И тут, как говорится, все и завертелось. Это был момент, когда я понял, что надо действовать, и начал готовиться. Методично... как бизнес-консультант. Вот есть 12 спортивных нормативов. Эти 6 могу, эти 6 не могу. Значит, буду ими заниматься. Сделал 4 операции, чтобы 100% пройти медкомиссию. Поступил и окончил магистратуру МАИ. Затем собрал и подал документы. У меня была простая и понятная мотивация - сделать все, что могу, чтобы не жалеть потом об упущенном шансе. В силу возраста у меня была только одна попытка.
Уже потом, когда посмотрел свои экзаменационные оценки, понял, что, скорее всего, попадаю в топ-5. Я был в шоке, наверное, еще полгода. Лишь через 2 года, когда я сдал экзамен на звание космонавта-испытателя, то немного успокоился и поверил в реальность происходящего.
Дальше все произошло очень быстро. Раньше летали всего два российских космонавта в год. Но потом успешно стартовал многофункциональный лабораторный модуль "Наука" российского сегмента МКС (в который многие не верили) и российский экипаж увеличили до трех человек. Соответственно, очередь сократилась и ускорилась. У меня даже невольно получилось поставить рекорд между отбором в отряд космонавтов и первым полетом - 5 лет. Это очень быстро.
У вас был диплом РЭУ им. Г.В. Плеханова и магистратуры Уорикского университета (г. Ковентри, Великобритания), зачем нужно было еще оканчивать МАИ?
Константин Борисов: МАИ дал мне дополнительные знания в области физики, термодинамики, гидравлики, систем жизнеобеспечения, по прикладным инженерным дисциплинам. Это помогло переключиться с бизнес-логики на инженерное мышление. Ну и когда люди смотрели на мой британский диплом, где написано - магистр наук по направлению "исследование операций и системный анализ", это было не очень понятно, хотя этот диплом официально приравнивается к соответствующему российскому диплому. Я, наверное, первый, кто пришел с зарубежным дипломом магистра, и красный диплом МАИ дополнительно помог убедить комиссию, что у меня есть необходимое инженерное образование.
Вы готовились к полету на МКС и в России, и в США, так как летели на МКС на корабле Crew Dragon (разработка компании Илона Маска - SpaceX). Есть ли разница между российским и американским подходом к созданию космических аппаратов?
Константин Борисов: Я мало знаю про наш новый корабль, который сейчас разрабатывается. Знаю много про наш "Союз" и Crew Dragon, но сравнивать их сложно, так как это корабли разных поколений.
Если говорить про Crew Dragon, то он более автономный, чем "Союз". У экипажа мало возможностей им управлять. Им, по сути, управляют с Земли. Экипаж должен быть готов лишь к внештатным ситуациям.
Чтобы быть готовым к полету на "Союзе", мы изучаем системы корабля, сдаем экзамены. Это около тысячи часов подготовки. А потом еще в составе экипажа из трех человек ты должен провести 27 тренировок по 4 часа. Часть тренировок проходит в скафандрах.
В SpaceX подготовка бортинженеров, они там называются mission specialist, занимает 8-9 недель по 5 дней. Это 300-400 часов. Командир и пилот занимаются еще дней 10 дополнительно, не более.
Космонавт лишен многого из того, что есть на Земле. По возвращении на Землю космонавты становятся большими аскетами или, наоборот, гедонистами, стараясь наверстать то, что было недоступно в космосе?
Константин Борисов: По возвращении ты радуешься, как ребенок, возможности ходить, двигаться, ощущать тяжесть тела, солнце, ветер на коже, запахи, вкус еды. Вообще сам факт того, что вернулся на Землю, воспринимается как подарок. Ты просто радуешься жизни.
Два последних вопроса. Как из космоса выглядит наша планета, меняется ли ее восприятие? И, простите, верите ли вы в существование инопланетян?
Константин Борисов: Находясь на МКС, начинаешь воспринимать Землю более глобально. Как единую планету, колыбель всего человечества. А что касается иных форм разумной жизни, то да, я думаю, они существуют. Просто они так далеко от нас, что на нынешнем уровне технологий обнаружить их мы не можем. Есть даже математическая гипотеза, где подсчитано примерное количество планет во Вселенной с похожими на Землю физико-химическими параметрами, где, соответственно, тоже должна была зародиться похожая на нас форма жизни.
Российская газета - Федеральный выпуск: №292(9534)КосмосНаука