• Новости
  • Общество
  • Детей вернуть – жизни не хватит: кто поставил женщин-алиментщиц на счетчик
Фото: Pixabay.com. Фото: Pixabay.com.

Детей вернуть – жизни не хватит: кто поставил женщин-алиментщиц на счетчик

Анна К.

Анна К. из Омска. Мать четверых детей.

2001, 2007, 2009, 2018 года рождения. Лишена родительских прав в 2021 году. Долг по алиментам составляет 1,4 миллиона рублей.

«Таких женщин было две. Сами органы опеки просили, чтобы общественники помогли им восстановиться в родительских правах. Отправили обеих к психологам, чтобы им помогли наладить социальную адаптацию. Оказали помощь в составлении иска, — рассказывают правозащитники. — Одна пошла. Другая отказалась. В итоге детей вернули той, которая у психолога не была. Просто потому что на ней не было огромного денежного долга».

Да, пока мать не расплатится с этими долгами, детей вернуть не могут. Даже если женщина этого очень хочет и изо всех сил налаживает свою жизнь. Есть долги по алиментам — нет детей. Это отягчающее обстоятельство в суде.

«Таких случаев по России — огромное количество, когда дети отобраны опекой, матерям сразу же назначаются алименты, и в некоторых случаях опека даже не против потом вернуть детей, но к этому времени по выплатам накапливаются огромные долги. И это является главной, а нередко и единственной причиной, по которой детей невозможно вернуть», — рассказывает юрист Надежда Гольцова.

При этом, что самое удивительное, с матерей, ограниченных в правах, алименты начисляют не так, как с разведённых отцов-молодцов, которые своих наследников просто бросили.

Схема простая, суд назначает родителю с ограничением в правах алименты (1/4, 1/3 или 1/2 от дохода), а приставы, если официальной работы у матери нет, по закону рассчитывают сумму выплат, не из МРОТ, а исходя из «средней зарплаты» по стране (очень далекой от реальности). По оценкам приставов такая фантастическая зарплата составляет в России сегодня… 60 тысяч рублей. Кто придумал такой закон? Исходя из каких цифр? Без комментариев. 

Выходит в среднем 15.000 на каждого ребенка в месяц. Долг считают с момента подачи иска. Год судишься - должна 180.000 рублей на одного ребенка (1/4 от среднего заработка), на 2 детей 1/3 - 240.000 р., на 3 и более детей 1/2 - 360.000 р.

«Меньше чем за год набежал долг 150 тысяч на младшего несовершеннолетнего сына, так как тоже считали по средней по стране, 25% от 60 тысяч, — рассказала «МК» одна многодетная мать. — Ни больничные листы, ни операция, ни два сотрясения мозга, ни то, что сын фактически проживал со мной, а не с опекуном, ничего не было учтено. Если бы я умерла, тогда бы алименты мне простили — и точка. Другие обстоятельства уважительными не считаются. Они бьют у нас по самому больному, и выхода нет!»

Наличие этого долга считается опеками, прокуратурами и судами «неисполнением родительских обязанностей», то есть основанием для дальнейшего отказа в восстановлении прав. Даже если все другие «квесты» и требования опеки выполнены. Причем долг накапливается, даже если женщина не работает из-за декрета.

Если же она найдет работу, то с этого момента сумма алиментов действительно будет считаться с ее официальной зарплаты. Тем не менее, ранее начисленная сумма останется и будет висеть мертвым грузом.

«Если женщины выходят на работу официально, то редко получают больше 20.000 рублей, особенно в провинции, с этих 20.000 у них списывают с учетом долга, например, на 3 детей не 50% (1/2) зарплаты, а 75%. В итоге на жизнь нередко остается 4-5 тысяч рублей в месяц», — продолжает юрист.

В общем, ни в чем себе на них не отказывайте — питайтесь, делайте требуемый опекой ремонт, ездите в детдом к детям за 100-250 км (отобранных несовершеннолетних стараются зачем-то отправить максимально далеко от дома). Будете ездить редко, потому что не отпускают с работы, значит, не хотите возвращать своих детей… Значит, не так уж сильно их и любите…

В итоге и без того ограниченная в родительских правах женщина получает финансовую кабалу, из которой не может выбраться никогда. Банкротство не поможет, так как на долги по алименты оно не распространяется. Да, бывает, что сердобольные общественники и волонтеры собирают пожертвования и гасят долги по какой-нибудь очень громкой истории. Но это один или два случая в год, а таких кейсов по России, провозгласившей неминуемый возврат к традиционным ценностям — сотни.

Депутаты же занимаются чем угодно, вместо того, чтобы реально помочь уже родившим многодетным матерям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, вставшие на путь исправления и желающие вернуть своих детей.

В итоге те оказываются крайними и всем должны.


Может быть интересно