Депутаты трех фракций настаивают на отмене ЕГЭ
Парламентарии считают, что содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса и нужно вернуться к традиционным экзаменам.
Парламентарии считают, что содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса и нужно вернуться к традиционным экзаменам. Авторы законопроекта полагают, что его принятие позволит повысить уровень знаний выпускников, избавит школьников от бессмысленного заучивания ответов на тесты, а главное – позволит сохранить физическое и психическое здоровье наших детей.
«Последние события вокруг ЕГЭ – от публичных скандалов до откровенных трагедий – просто обязывают еще раз предметно вернуться к вопросу отмены Единого госэкзамена в пользу прежнего, традиционного формата государственной итоговой аттестации школьников.
Уж слишком много наломано дров и истерзано душ», – отметил инициатор и соавтор законопроекта председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов.
«ЕГЭ в России официально ввели в 2009 году во всех школах в качестве выпускного и вступительного экзаменов в целях искоренения коррупции в школах и вузах, обеспечения единой системы оценки качества образования, обеспечения доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей.
Однако в настоящее время очевидно, что реформа образования, начатая с введением ЕГЭ, не приносит ожидаемых результатов, которые должны были бы выражаться в более высоком качестве знаний и доступности высшего образования.
В Госдуму вносились законопроекты, предусматривающие отмену ЕГЭ, но не были поддержаны правительством РФ и были отклонены. В заключениях на законопроекты указывалось, что отмена ЕГЭ приведет фактически к упразднению системы совмещения выпускных экзаменов и вступительных экзаменов, что приведет к снижению доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей.
Действительно, исследования, проведенные ВШЭ, показали, что увеличилась мобильность абитуриентов, однако, параллельно возросла вероятность возникновения у домохозяйств дополнительных расходов, связанных с поступлением выпускников в вузы и их переездом к месту учебы. При этом вероятность дополнительных финансовых вливаний со стороны родителей на переезд их детей в другие города выросла на 40–50%, а шанс на то, что придется дополнительно потратиться на подготовку к экзаменам в последний учебный год, — на 70%.
Содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса. Для эффективной подготовки учащегося к ЕГЭ необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых отличаются высокой стоимостью и непосильны для многих родителей.
Иногда выпускникам, получившим высокие баллы, не остается мест в вузе из-за победителей и призеров олимпиад. Имеются факты, когда школьников за деньги готовят к олимпиадам преподаватели вузов, которые являются организаторами этих олимпиад.
В результате введения ЕГЭ, как считают эксперты, расходы родителей переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая – из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад.
Многие деятели науки и культуры, учителя и родители утверждают, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен. Из-за непомерной сложности вопросов и заданий ЕГЭ увеличилась нагрузка на учащихся. Сегодня основная задача обучения в школе заключается в подготовке к ЕГЭ, а не к жизни и дальнейшему обучению в вузе. Отсутствует системный подход, а подготовка нацелена исключительно на прохождение узкоспециализированных тестов. При такой форме аттестации отсутствует индивидуальный подход к школьникам, не учитывается разница в условиях их обучения.
Общество навязывает судьбоносный характер ЕГЭ, от которого чуть ли не зависит жизнь и будущая карьера выпускника.
Каждый год сотни тысяч школьников и их родителей со страхом, доводящим до успокоительных таблеток, ждут ЕГЭ. Нередки случаи, когда школьники подвергаются моральному унижению перед сдачей ЕГЭ. В Воронеже в одной из школ выпускницам пришлось снимать нижнее белье из-за слишком чувствительного металлоискателя в пункте сдачи ЕГЭ. В Чувашии сотрудница Рособрнадзора заставляла учеников снимать ремни и задирать рубашки, а во время проведения ЕГЭ не разрешала находиться в туалете дольше 30 секунд.
Безусловно, это происходит из-за боязни организаторов ЕГЭ получить большой штраф, поэтому иные педагоги, в порыве выполнить директиву свыше, готовы пойти на унижение человеческого достоинства детей.
Проведение ЕГЭ требует значительных расходов от государства, которые растут из года в год, постоянно меняются правила проведения ЕГЭ – то вводятся, то отменяются дополнительные виды испытаний. По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым. Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках». На ЕГЭ работает память школьника, а не его мышление. В то же время экзамен должен быть основан на применении аналитических знаний и логических рассуждений, а не на простой постановке формул или слов.
Таким образом, по факту ЕГЭ привел к кризису, поскольку качество образования ухудшилось, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад», – следует из пояснительной записки к проекту федерального закона.
Если законопроект утвердят, закон вступит в силу с 1 января 2025 года.