"Делают на авось". На что пожаловались жители Урала после крупной трагедии
МОСКВА, 22 апр — РИА Новости, Мария Марикян.
МОСКВА, 22 апр — РИА Новости, Мария Марикян. Спустя год далеко не все пострадавшие от наводнения в Орске получили положенные выплаты, некоторым пришлось судиться.
Те же, кто жил рядом с дамбой, решили переезжать, опасаясь повторного прорыва. Их можно понять: дамбу по-прежнему не укрепили, а построят ли новую — неизвестно.
С чем столкнулись в Оренбургской области — в материале РИА Новости."Идут суды"Строительный магазин Алексея находится в Старом городе — этот район в Орске пострадал больше всего, первым приняв на себя удар стихии.
Люди спасались на возвышенности."Вода была в 50 метрах.
Но до цокольного этажа все же добралась. Все происходило быстро, но часть товара успели вынести наверх, — рассказывает Алексей РИА Новости.
— Почти два месяца — простой, однако я продолжал выдавать сотрудникам зарплату. И налоги платил".
Как только вода сошла, предприниматель взялся за восстановление собственного жилья, которое тоже сильно пострадало. Тут проблем с компенсацией не возникло: на каждого члена семьи получили единовременную помощь — по 20 тысяч, за утрату имущества — сто тысяч, за капремонт — по девять тысяч за квадратный метр.
На вопрос, достаточно ли этого, Алексей разводит руками: "На бюджетный вариант — вполне. У нас в доме было все по-простому.
Тем же, кто вкладывался, конечно, не хватает". Что касается магазина — надеялся на налоговые льготы.
Это одна из мер поддержки бизнеса. "Мне не надо на ремонт, лишь прошу компенсировать убытки.
Обратился в Минэкономразвития, Минсоциразвития, администрацию — но отовсюду отписки, а в списки пострадавших не включают. Сейчас идут суды".
"Моя ситуация — не единичная"Сергей Буянкин же месяцами выбивал матпомощь на восстановление частного дома."Он на территории СНТ.
Когда все началось, мы с семьей перебрались в квартиру. Думали, там безопасно.
Однако вода подобралась и к нашей многоэтажке. После пережитого нам пришлось в судебном порядке доказывать факт проживания в доме! — говорит он РИА Новости.
— Даже свидетелей приводил. Несколько судебных заседаний, деньги получили только через полгода.
За капремонт компенсировали, к слову, лишь жене. Мне — отказ, поскольку в собственности, помимо дома, числится квартира.
На полноценный ремонт, конечно же, не хватило, тратили свои. И моя ситуация — не единичная".
Сергей — юрист, помогает добиться справедливости и другим. Приводит примеры: "Сейчас разбираемся с проблемой — квартиру в многоэтажном доме, что прямо у дамбы, затопило.
Она неприватизированная. Как только восстановим хозяину документы, подадим заявку в муниципалитет, чтобы выделили что-то другое взамен утраченного.
Был и такой случай: женщина жила в садовом доме, который смыло. Спаслась, некоторое время провела в ПВР.
Решили все вопросы с документами, дом приватизировали, а затем выбили сертификат на жилье". Сложности с выплатами также у самозанятых.
Как и всем предпринимателям, им положена субсидия — сто тысяч. "Моя супруга — фитнес-тренер в онлайне, ее рабочее место и нужные аксессуары пострадали от наводнения.
Отказ. Будем судиться", — говорит Буянкин.
"Стены "плачут"В Орске пострадало больше восьми тысяч домов: 6995 индивидуальных, 205 многоквартирных и 1102 садовых. Взамен строится новое жилье, пока сданы 100 частных и 82 блокированных (дуплексов) в микрорайоне "Звездный".
"Там заселились те, кому дали жилищный сертификат. Жалоб на построенное до зимы нет, в отличие от возведенного в разгар холодов.
Стены "плачут" — образовался конденсат", — отмечает Буянкин.Сертификат можно реализовать и в другом месте.
Некоторые по разным обстоятельствам затягивали с покупкой. Опрошенные РИА Новости жители Орска пожаловались, что недвижимость подорожала почти в два раза.
Дом Надежды мощный поток воды полностью разрушил. Женщина с двумя взрослыми сыновьями живет у отца, тоже пострадавшего от паводка.
"У него вода была по самые окна. На первых порах снимали квартиру, перед зимой сюда перебрались.
Сделали косметический ремонт. Пока здесь, дальше — посмотрим.
Цены на жилье ужасные. Того, что нам выплатили, не хватает", — объясняет она.
Сертификат — на 3,6 миллиона рублей. Этого мало для нового дома или двушки, где уместилась бы вся семья.
Нужно влезать в кредиты.Многие из живших у дамбы уезжают подальше от воды.
Так, семья Ольги приобрела квартиру в Новотроицке."Иногда навещаем старый дом, забираем уцелевшие вещи, — рассказывает она.
— Честно говоря, ждали наводнения и в этом году. Но обошлось".
Паводка удалось избежать, поскольку заранее предприняли необходимые меры: из Ириклинского водохранилища воду начали спускать еще в январе. Пик уже позади.
"Вопросы остались"Людей, опасающихся очередного наводнения, можно понять. Как сообщили власти, аварийно-восстановительные работы на дамбе завершились еще осенью 2024-го.
Однако остались повреждения, "не связанные с прорывом". В районе поселка Лесоторговый гидротехническое сооружение решили укрепить металлическими шпунтами.
В феврале компания из Казани, проинформировал мэр Орска Артем Воробьев, после прохождения торгов подписала госконтракт на сумму около 70 миллионов рублей. Но в итоге отказалась из-за сложности поставленных задач, за что ее включили в реестр недобросовестных.
Теперь ищут другого подрядчика. Под угрозой срыва и еще один контракт на устранение повреждений гребня дамбы: в паводок на некоторых участках он срезался, на других грунт смыло — всего 14 таких точек.
"Индивидуальный предприниматель приезжает и требует проект на проведение работ, который тут не нужен, так как это восстановление устойчивости гребня, боковых скосов", — пояснил мэр.Примечательно, что власти Оренбургской области обещали построить новую дамбу — другой мощности и других размеров.
Спустя год об этом и речи нет. Вопрос решат после научных изысканий о состоянии нынешнего сооружения.
В 2024 году заключили контракт с научно-исследовательским институтом "Гидропроект" имени С. Я.
Жука. Специалисты должны подготовить технико-экономическое обоснование.
"Либо скажут, что существующую дамбу нужно ремонтировать и распишут все мероприятия, либо сделают заключении о невозможности дальнейшей эксплуатации, надо сносить и строить новую. И на основании этого разработают проект", — уточнил Воробьев.
Местные тем временем сосредоточены прежде всего на личных проблемах. Есть и те, кому пока совсем идти некуда, — 22 человека ждут жилье в кризисном центре.
Гумантирная помощь продолжается. "Прежде всего — пенсионерам и малоимущим.
Вещами и продуктами. Приезжают за необходимым, как правило, уже сами", — говорит РИА Новости иерей Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богоматери.
В разгар паводка он лично занимался этим. Теперь можно обратиться в соцотдел Орской епархии.
"Воду откачивали из подвалов, сушили дома, занимались ремонтом. Среди церковных людей сложилось целое братство, которое адресно оказывало поддержку.
Город в целом оправился. Но лето и осень были непростыми.
Долго оставались без хорошей питьевой воды. И горячей — поскольку водозабор затопило.
Только-только принялись сносить дома, не подлежащие восстановлению. Больше всего таких в Старом городе", — добавляет отец Максим.
Он очень надеется, что пережитое послужит мотивом для сплочения не только по скорбным поводам.