Азиатские гастарбайтеры к началу дачного сезона остались без работы: "Все опасаются"

Перед майскими праздниками у дачников дел всегда полно.

Перед майскими праздниками у дачников дел всегда полно. А этой весной из-за раннего потепления дачники средней полосы и сезон открывают раньше, многие в выходные уже даже ночуют в своих летних домиках. СНТ оживают, на участках кипят традиционные для конца апреля «субботники» по расчистке участков, открытию утепленных на зиму и генеральной уборке дачных построек. Работа на дачных участках кипит, а вот многие гастарбайтеры из Средней Азии, обычно в ней задействованные, в этот раз не у дел.

- Я живу при этом СНТ уже 4-й год, - рассказывает о себе 38-летний трудовой мигрант из Таджикистана Хабибулло, живущий и работающий в ближнем Подмосковье. – Все меня знают, я на хорошем счету. Зимой, когда все в городе, я сторожу участки, домик у меня тут свой, сторожка. За охрану зимой дачники вскладчину мне платят. А весной по участкам работать начинаю, всем помогаю, кто позовет. За все берусь – убраться, ремонт, отмостку положить. Дом построить тоже могу, у меня бригада есть, все золотые руки. Но в этом году никто не зовет. Даже хорошие знакомые, у которых я каждый год работал.

- А чем объясняют?

- Мне неудобно спрашивать. Но другие наши тоже говорят, что нас больше не берут, боятся из-за теракта. И не только нас, но и узбеков, и киргизов. Все, кто здесь с Азии, сейчас без денег сидят. Я не хотел уезжать, думал, на дачах ничего не изменится, все ж меня знают, но и меня коснулось. На билет вот соберу и домой, а вы сажайте сами. 

Другие работники из экс-советских среднеазиатских республик, «специализирующиеся» на помощи россиянам в загородной жизни от уборки в домах и посадки огородов до строительства и прокладки коммуникаций с Хабибулло солидарны: у многих сезонной работы вообще нет, у других чувствительно меньше, чем год назад.

- Из наших при работе остались только те, кто в богатых домах с проживанием, - рассказывает Айнура из Узбекистана. – И то в основном женщины. Мою дальнюю родственницу, например, российский хозяин одну оставил, а мужа ее домой отослал. Они в его доме супружеской парой с проживанием работали, она на уборке-готовке, муж на участке. А после «Крокуса» хозяин сказал, что Мухаббатку оставит, потому что к ней его дети привязались, а Хамза, муж, пусть домой летит. Билет, правда, сам купил. Зато Мухаббат все разрешения на работу оформил, как положено, денег не пожалел. Она теперь хоть спокойно по магазинам может ходить и облав на мигрантов не бояться, как раньше.

- И что ж, муж вашей родственницы ее одну оставил?!

- Ну а куда деваться, у них дети и родители старенькие, всех кормить надо, а Мухаббатке хозяин двойную зарплату обещал, если она сможет и за мужа работать тоже.

Идем к российским дачникам посмотреть, как они справляются с собственным хозяйством без привычных мигрантских рук?

- Как муж умер, я на даче одна, детям моим это «ковыряние», как они называют работу в огороде, не нужно, - делится 67-летняя подмосковная дачница Инна Ильинична. – Вообще продать хотели, но я не дала, столько мы с покойным супругом души в нашу дачу вложили, я летом только тут. Но по хозяйству приходится помощников нанимать, я обычно таджиков зову, они у нас тут прямо в СНТ живут, все их знают. Но в этот раз без них ковыряюсь вот. Тяжело.

- А почему без них? Боитесь?

- Да чего ж мне бояться, красть у меня нечего, да и знаю я их всех. Но у нас тут собрание провели, что кто наймет мигранта с неправильно оформленными документами, тот сам штраф за него будет платить. А во всем этом я не разбираюсь, что у него правильно, что нет, поэтому не рискую. И все опасаются. Но таджиков всем жалко. И их самих, и себя, что без их рук остались.

- Сами дачники не справляются?

- Не особо. У нас еще такой СНТ старого типа, молодежь сюда не хочет ехать, дети почти никому не помогают. Мои соседи, муж с женой, русских мужиков пробовали нанять, им с участка грунт надо вывозить, строительный мусор, без помощников не расчистить. Но наши разнорабочие после первых же денег в руки в запой ушли.

Некоторые дачники жалуются, что «уцелевшие» среднеазиатские мигранты ( уцелели на российских работах в основном те, чьи документы на работу в полном порядке, что недешево) «ломят» за свои услуги невиданные цены. Одной бабуле за «ручные земляные работы» (выкорчевывание на участке пней, корней и пр. под посадки) таджик объявил 15 тыс руб за 6 соток. А россиянину, который только строится, за рытье траншей под прокладку коммуникаций под домом бригада гастарбайтеров выставила счет в 150 тыс руб. Хотя дело было не в люксовой деревне, а в обычном дачном поселке. Так что страх перед азиатскими гастарбайтерами у российских дачников действительно есть, но в нем нет ничего национального: это страх разориться на простейших «ручных земляных работах» и на чужих штрафах.