Братья-маньяки Кожепаровы душили и ослепляли детей: держали в страхе целый город
"Из его глаз капала кровь" Около восьми вечера 2 июня 1997 года жительница дома на Комсомольской улице Альбина была занята приготовлением ужина, её пятилетний сын отправился гулять.
"Из его глаз капала кровь"
Около восьми вечера 2 июня 1997 года жительница дома на Комсомольской улице Альбина была занята приготовлением ужина, её пятилетний сын отправился гулять. Не прошло и десяти минут после того, как мальчик вышел на лестничную клетку, когда в дверь позвонили.
"Прибежала соседка, просит помочь мальчику. Она не узнала моего сына. Когда я побежала на площадку 5-го этажа, около мусоропровода лежал мальчик, мой сын. Весь синий, из глаз капала кровь. Я послала за мужем, он вызвал скорую помощь". (Альбина)
В ожидании фельдшеров Альбина осмотрела ребенка, но так и не смогла понять, что с ним случилось. Причину при более тщательном осмотре установили реанимационное бригада Центральной клинической больницы №17: преступник пытался изнасиловать и задушить Вадима, а в итоге повредил ребенку глаза.
К счастью, жизнь и зрение мальчику удалось спасти. Тем временем на место, где обнаружили Вадима, прибыли стражи порядка. В кратчайшие сроки им удалось найти свидетельниц - школьница Ирина и её сестра видели, как малыш разговаривал с незнакомцем.
«Мы с сестрой зашли с велосипедами в подъезд, поднялись на лифте. Там стоял Вадим с каким-то незнакомым дядькой. У него были рыжеватые волосы. Мы с ним поздоровались и прошли, а тот мужик на нас странно посмотрел. Мы прошли, а Вадим остался рядом с дядькой около лифта». (Ирина)
Но поскольку у сестер не получилось внятно описать внешность мужчины, фоторобот подозреваемого составить не удалось. Не смог особо помочь следствию и пришедший в себя на третий день после нападения Вадик - он лишь помнил, что у "злого дяди" были светло-рыжие волосы, а одет он был в зелёную куртку. Были проверены все ранее судимые за нападения на детей и состоящие на учете в психдиспансере местные жители, но результатов все принятые меры не дали.
Прошло всего 11 дней, и Уфу потрясло новое нападение - на этого раз жертвой неизвестного преступника стала 10-летняя жительница дома по улице Авроры. Школьница вошла в лифт, а вслед за ней вбежал незнакомец, который остановил кабину на 7-м этаже и набросился на девочку с явным намерением изнасиловать. Маньяка спугнула пенсионерка, которая поднималась пешком по лестнице: несколько раз проткнул глаза Альбины иглой, он бросился наутек.
Еще одна соседка вспомнила, что видела на скамейке около дома рыжеволосого незнакомца. На этот раз стражам порядка удалось составить фоторобот, по которому был опознан 38-летний житель города Аша Михаил Кожепаров.
"У него "чердак" поехал"
Он родился в 1959 году и был средним ребёнком - помимо него в многодетной семье росли старший брат Виктор, младший Владимир и сестра Любовь. Михаил был единственным среди детей Пелагеи Кожепаровой, кто получил высшее образование. Некоторое время он работал учителем в Уфе, но в конце 80-х уволился и открыл один из первых в городе клубов по занятию культуризмом. Семейная жизнь у мужчины не сложилась: после развода с женой он вернулся в отчий дом в Аше, а в столицу Башкирии ездил на заработки. Друзья и соседи Михаила отзывались о нём как о положительном человеке, при этом отмечая, что, выпив, мужчина часто вёл себя неадекватно.
"Если это он, то у него "чердак" поехал... Трезвый - общительный, нормальный человек. Но когда выпьет, неуравновешенный становится, психованный". (знакомый Михаила Кожепарова)
Когда в двадцатых числах июня 1997 года в Ашу прибыла оперативная группа, все члены семьи, включая Пелагею, уверяли сыщиков, что в дни нападений на детей Михаил находился дома и никуда не уезжал. Особенно ратовал за брата 34-летний Владимир: он утверждал, что Михаила пытается упечь за решетку новый муж его бывшей жены.
"Она [экс-супруга Кожепарова] вышла за опера, а брат продолжал к ней ездить, любил сильно. Мы вместе семьями Новый год отмечали, и опер меня предупредил: "Скажи Мише, если не прекратит, плохо будет!" (Владимир Кожепаров)
Впрочем, у следствия был ценный свидетель - знакомый Кожепарова, который видел Михаила около дома Каталевичей вечером 2 июня. А о причастности мужчины к нападению на девочку говорили найденные на ней ворсинки от серых штанов, аналог которых принадлежал Михаилу и был найден при обыске дома Кожепаровых. Но вины мужчина не признал.
"Отрицал содеянное. Акцентировал внимание на своей любви к детям, чем и объяснял выбор своей профессии учителя. Внешне производил впечатление человека зашоренного, неохотно идущего на контакт, серой, незаметной в толпе личности. Кожепаров был признан психически здоровым, вменяемым". (эксперт-психиатр, проводившая медосвидетельствование Михаила Кожепарова)
Новая жертва
Подозреваемого отправили в СИЗО, дело активно готовили к передаче в суд, когда 5 августа в Уфе произошло неожиданное для силовиков ЧП - убийство 14-летней школьницы, тело которой с проколотыми глазами было обнаружено в доме на той же улице Авроры.
"В этот день я пришел домой и около 17:45 пошел выносить мусор. Повернувшись к мусоропроводу, я обнаружил девочку. В ней я узнал Катю с 9-го этажа. Милиция приехала через 15 – 20 минут... Констатировали смерть". (сосед погибшей)
Судмедэксперты установили, что девочка была задушена, а перед смертью - изнасилована. Поскольку дедушка Екатерины в своё время служил в милиции, сыщики предположили, что убийство было местью со стороны ненавидящих пенсионера уголовников. Но следствие также насторожил тот факт, что у Кати, так же как у жертв Михаила, были выколоты глаза. Характер ранений был другой - на этот раз вместо 5-6 проколов открытых глаз преступник нанёс порядка 30 ударов в закрытые веки. Однако сходство нового преступления с предыдущими было пугающее - силовики сообразили, что убийца хорошо ориентировался в материалах уголовных дел по предыдущим нападениям. Под подозрение угодил брат Михаила Владимир - он живо интресовался ходом расследования и был в курсе всех нюансов. В отличие от родственника он окончил лишь школу и работал обрубщиком сучьев. Характер Кожепарова-младшего был не сахар: он обладал вспыльчивым нравом и часто поднимал руку на сына и жену, которая не выдержала такой жизни и подала на развод.
В день, когда было совершено нападение на Катю, Владимир как раз приезжал в Уфу вместе со знакомым Михаила, чтобы дать показания по делу брата. Спутник Владимира рассказал, что после допросов они решили выпить водки в сквере, но во время посиделок Кожепаров отлучался якобы купить продукты и отсутствовал в течение часа. Вернулся он в крайне взбудораженном состоянии с царапиной на лице и рассказал, что встретился со знакомой, которая, вспомнив старые обиды, отвесила ему пощечину. Частички кожи Кожепарова нашлись под ногтями убитой им девочки. Нагрянувшие в жилище Кожепаровых оперативники застали Владимира спящим.
"Он сразу поднялся, соскочил. Они [оперативники] к нему: гляжу - Володину одежду собирают. Я говорю: в чем дело, что такое? Он [следователь] молчит, не говорит. И Володю увезли". (Пелагея Кожепарова)
Сопротивления при задержании Кожепаров-младший не оказал, но вину свою признал не сразу. Сыщикам он поведал новую версию своего долгого отсутствия: мол, сначала долго искал, где можно купить закуску, а потом минут двадцать беседовал по телефону с бывшим тестем. Тот якобы сообщил экс-зятю о болезни ребенка, и Владимир некоторое время не мог прийти в себя от услышанного. Оперативники связались с мужчиной, и оказалось, что тот действительно встречался с Владимиром. Правда, общались они максимум пару минут, и экс-зять интересовался, как пройти на улицу Авроры. Припертый к стене железными доказательствами Кожепаров-младший дал признательные показания. Катю он, как и его брат, свою жертву, подстерег в лифте.
"Сели в лифт. Я нажал девятый этаж. Не доезжая до девятого этажа, я нажал кнопку стоп, и лифт поехал вниз. Не доезжая до первого этажа, я нажал кнопку опять стоп..." (Владимир Кожепаров на следственном эксперименте)
Убил ребенка Кожепаров в лифте, после чего вынес из кабины и оставил возле мусоропровода: по словам душегуба, он хотел, чтобы девочку побыстрее нашли и оказали ей помощь.
Между "чесоточными" и "петухами"
Кожепаров-младший заявил следователям, что совершил убийство из-за сильной любви к брату: мол, задумал навести силовиков на ложный след. Но не все знакомые семьи Кожепаровых верили в искренность чувств родственника.
"Михаил работал, занимался бизнесом. Володя денег не получал. Михаил их кормил - именно он содержал всю семью. А Володя [решился на преступление], может, из-за этого: пожалел, что кормильца забрали". (один из друзей Кожепаровых)
В содеянном признался и Михаил, который заявил, что прокалывал детям глаза при помощи заранее подготовленной иглы от шприца. Однако позже братья отказались от своих слов и заявили, что оговорили себя под прессом силовиков.
Впрочем, смена стратегии не помогла родственникам избежать заслуженного наказания. Первым приговор выслушал Владимир: в декабре 1997 года он получил 25 лет колонии строгого режима. Столько же в марте 1998 года дали и Михаилу, однако немногим позже, в июне 1998-го, его срок сократили до 16 лет и 10 месяцев.
"Такие люди должны получить высшую меру наказания. Я не знаю, выйдя из зоны, исправятся они или не исправятся. Это временная изоляция человека от общества, и навряд ли он встанет на праведный путь". (в 1997 году замначальника милиции Уфы полковник Виталий Мартынов)
Оказавшись на зоне, Михаил продолжал настаивать на своей невиновности и принялся писать в различные инстанции с просьбами пересмотреть дело. Однако отовсюду ему неизменно приходил отказ. По воспоминанием сокамерников, некоторые зэки верили в невиновность Кожепарова, но основная масса арестантов презирала маньяка. В колонии Михаил был изгоем - насилию он не подвергался, но за общий стол заключённые его не пускали.
"Было распределение: блатные, мужики, козлы, чесоточные, которые интриги плетут, и петухи. Вот он был между двумя последними". (в 2004-2007 годах сокамерник Михаила Кожепарова в ИК-18 в Магнитогорске)
На свободу Михаил вышел в 2014 году: он вернулся в Ашу, устроился разнорабочим на местный металлургический завод, а также занимался колкой дров. В последние годы своей жизни Кожепаров сильно злоупотреблял алкоголем, он умер после запоя в 2020 году.
Владимир, по его рассказам, находился в колонии в более престижном, чем брат, положении - якобы, несмотря на специфическую статью, он умудрился сблизиться с воровской кастой. Кожепаров-младший отсидел "от звонка до звонка" и освободился в 2022 году. После выхода на волю он перебрался жить к сестре и сейчас работает по своей старой специальности.