• Новости
  • Наука
  • «Тяжелейший удар»: политики, предприниматели и общественные деятели — о дефолте 1998 года

                                Gettyimages.ru
                            Gettyimages.ru

«Тяжелейший удар»: политики, предприниматели и общественные деятели — о дефолте 1998 года

25 лет назад в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно власти страны отказались от удержания стабильного курса рубля. В результате этих событий упал ВВП России и снизился уровень жизни населения, но в то же время сократился импорт и возникли условия для развития промышленности страны. RT поговорил с государственными и общественными деятелями об исторической роли дефолта 1998 года.

17 августа 1998 года правительство России объявило о реформах, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики и фактически означавших технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств.

Незадолго до этого в экономике РФ начали проявляться первые признаки стабилизации после её падения в начале 1990-х годов. В 1997 году она впервые за несколько лет продемонстрировала рост на уровне 1,4%, инфляция снизилась, а курс доллара стабилизировался. При этом развитие промышленности отсутствовало, а улучшения ситуации власти добивались в значительной мере за счёт долговых средств, одним из основных механизмов получения которых была продажа облигаций федерального займа.

В 1998 году совокупный госдолг достиг почти $200 млрд, или 44% ВВП. На его обслуживание приходилась почти треть расходов федерального бюджета. Ситуация усугубилась резким падением цен на нефть и сокращением «углеводородных» доходов. На этом фоне правительство объявило о приостановлении на 90 дней выполнения обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Одновременно власти РФ отказались от искусственного поддержания курса рубля, который сразу обвалился.

Дефолт спровоцировал крах крупнейших банков страны, в которых держали свои сбережения миллионы россиян. Инфляция по итогам 1998 года выросла до 84,5%. ВВП России в 1997—1999 годах сократился в два раза. Было подорвано доверие к российским финансовым учреждениям и обязательствам. Однако при этом резко сократился импорт, что содействовало развитию промышленности и повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Политики, историки и общественные деятели в беседе с RT оценили историческое значение дефолта 1998 года.

— 17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств и отказ от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару. Как вы считаете, насколько верным было это решение? Можно ли было этого избежать? Как оно повлияло на социально-экономическую ситуацию в стране? Какую историческую роль сыграло?

Бывший вице-президент России Александр Руцкой, в 1998 году — губернатор Курской области

— Всего этого можно было избежать, если думать головой. Дело в том, что ещё Джон Кейнс (английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической науке. — RT) предупреждал: при переходе к новым формам экономических отношений либерализация цен недопустима, ибо это путь в нищету. Ну а правительство Ельцина и Гайдара начало переход к рыночной экономике с либерализации цен. Приватизацию проводили не для того, чтобы привлечь деньги на развитие экономики, а чтобы «вбить гвоздь в крышку гроба коммунизма». Эффективных собственников никто не искал, вместо этого целые отрасли промышленности и сельского хозяйства раздавали налево и направо.

Этот процесс шёл семь лет, и мы в итоге пришли к дефолту, а дефолт обнулил отечественный бизнес. Те, кто покупал государственные краткосрочные облигации, остались с пустыми карманами и без перспектив развития. Я не раз предупреждал о последствиях Бориса Николаевича Ельцина, Гайдару было бесполезно что-либо говорить. Я Бориса Николаевича умолял не трогать Госплан, в котором работали квалифицированные экономисты и которому можно было поставить задачу подготовить поэтапную программу перехода к рыночной экономике на профессиональном уровне. Но этого сделано не было. Были допущены непоправимые ошибки. В конечном итоге мы пришли к самому позорному явлению — дефолту. Рубль превратился в обёртку от конфеты, не было денег на стабилизацию экономики, и всё начало валиться.

  • Биржевые трейдеры во время кризиса 1998 года
  • AP
  • © Alexander Zemlianichenko

Может быть интересно