• Новости
  • Наука
  • «Самое главное — это поддержка»: российский педагог — о повышении мотивации школьников к учёбе

                                РИА Новости
                            РИА Новости

«Самое главное — это поддержка»: российский педагог — о повышении мотивации школьников к учёбе

Причин потери мотивации школьников к учёбе много, но в основном это случается в результате некорректного поведения родителей и учителей. Об этом в интервью RT заявила преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Маргарита Расторгуева. По словам специалиста, ученик может разлюбить школу как из-за накопившихся пробелов в учёбе, так и, напротив, если его уровень знаний опережает обычную образовательную программу. При этом тяга к познанию может проснуться только в случае, если удовлетворены базовые эмоциональные потребности ребёнка, отметила Расторгуева. Она объяснила, нужно ли родителям делать домашние задания с детьми, а также рассказала, за счёт каких приёмов педагоги могут вызвать интерес к предмету у школьников.

— Впереди самая долгая учебная четверть в году. Что может повысить мотивацию ребёнка к учёбе, какие виды мотивации бывают?

— В основном мотивация делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя, в свою очередь, бывает положительной и отрицательной. Положительная — поощрение достижений, отрицательная — ограничения в ответ на проступки. Сложнее устроена внутренняя мотивация, когда ребёнок сам тянется к знаниям или каким-то занятиям.

Мотивацию также стоит делить ещё на два типа: мотивацию избегания неудач и достижения успеха. Если рассматривать мотивацию с точки зрения потребностей ребёнка, то надо понимать, что в основании всё же лежат базовые потребности, например потребность в безопасности. И уже выше следуют потребности в самообучении, саморазвитии и познании. Если расшатано основание, если ребёнок чувствует, что окружающие настроены против него, то он не сможет перейти к потребностям более высокого порядка.

— Каждый ребёнок уникален, и, как мы понимаем, причины, по которым дети не хотят учиться, могут быть разнообразными. Не могли бы вы перечислить самые актуальные из них?

— Да, причин потери мотивации к учёбе очень много, но есть несколько основных. Первая — когда у ребёнка не сложились отношения с одноклассниками. Вторая — когда не сложились отношения с учителями или с конкретным преподавателем. Бывает такое, что учитель может как-то неудачно выразиться и таким образом навесить ярлык на ученика. Такой ребёнок постоянно чувствует себя некомфортно и у него пропадает желание ходить в школу. Третья распространённая причина — трудности в обучении, когда ребёнок отстаёт от одной темы, а на неё уже накладывается другая. Образуется большой ком пропущенного материала, который нависает над учеником, и он просто сдаётся, говорит, что ему неинтересно.

И противоположная ситуация — когда ребёнок опережает программу. В этом случае ему может быть скучно на занятиях. Такое бывает с детьми, которые быстрее и легче остальных осваивают какой-то предмет, а учебный план преподавателей рассчитан на средних учеников. В этом случае решить проблему можно, если давать такому ученику дополнительные интересные задания.

Ещё одна важная причина — когда подростки просто не понимают, зачем им учиться, как эти знания пригодятся им в реальной жизни.

— Как родители могут поддержать интерес ребёнка к обучению и пробудить у него тягу к знаниям? Есть ли условное «руководство к действию»?

— Важно отметить, что каждая ситуация индивидуальна и всегда, говоря о мотивации, нужно отталкиваться от возраста ребёнка. Например, если ребёнок учится в начальной школе, то для стимулирования его мотивации значимую роль играет взрослый, некий авторитет. Здесь важна внешняя мотивация, о которой я упоминала ранее. Но не отрицательная, а положительная — ребёнок хочет получить одобрение от своих родителей и учителей. Малыши сами по себе очень любопытные и любознательные, поэтому важно поддерживать такую познавательную атмосферу. Далее они сами начнут интересоваться предметными областями и познавать окружающий их мир.

И учителям, и родителям очень важно обращать внимание на самооценку ученика. Если ребёнок говорит, что «у меня всё равно ничего не получится, поэтому я даже не буду в это вникать», это говорит о его чувстве беспомощности. Родителям стоит задуматься, как часто они хвалят ребёнка и поощряют его интересы. Важно узнавать, что интересует ребёнка, подбирать подходящие дополнительные занятия и секции. Если один вид деятельности не подошёл, то надо рассмотреть другой, это нормально. И обязательно нужно советоваться при этом с ребёнком, спрашивать у него, нравится ли ему педагог и в целом род занятий.

  • РИА Новости
  • © Алексей Куденко

Может быть интересно