"Правили славянами". В России найдены следы исчезнувшего народа
МОСКВА, 3 янв — РИА Новости, Захар Андреев.
МОСКВА, 3 янв — РИА Новости, Захар Андреев. В "темные века" на территории Центральной России действовала мощная держава, которая конкурировала с крупнейшими империями того времени.
Значительная часть ее населения — славяне. Их роль в этом государстве и дальнейшая судьба — предмет горячих споров в научной среде.
Громкая находка, сделанная в прошлом году, дает важные подсказки и одновременно добавляет много новых вопросов.НащупалиДеревня Гора Услань — примерно в 17 километрах к югу от областного центра по прямой.
Одноименная возвышенность покрыта густым лесом: здесь расположен заповедник "Тульские засеки". Он получил название от линии оборонительных заграждений — специально организованная лесная чаща защищала от набегов крымских татар.
Теперь "живая крепостная стена" стала труднопроходимым препятствием для археологов, которые ищут следы событий, произошедших задолго до появления Древней Руси. Ранее с помощью лидара — лазерного локатора — здесь обнаружили валы древнего поселения.
Раскопки обещали много интересного, но мешали заросли. О том, чтобы пригнать специальную технику, нечего было и думать: сюда даже просто пройти сложно.
Сотрудники музея-заповедника "Куликово поле" нашли выход.Применили методику поисковиков, которые исследуют места сражений Великой Отечественной: выстроившись в цепь, прочесывали местность с помощью металлических щупов — протыкали лесную почву.
В какой-то момент стержень уперся во что-то твердое. Археологи не верили своему счастью.
Мультикультурализм VIII векаВ слоях, относящихся к VIII столетию, обнаружили сооружения из крупных камней. Сначала подумали, что это печка-каменка.
Известно, что такие делали славяне, поселившиеся в этих местах. Но версию быстро отмели: насыпь оказалась слишком большой.
Рядом нашли еще две, перед одной — установленная горизонтально каменная плита (проверили строительным уровнем — выверка идеальная). Вокруг — сосуды, а под камнями кострище, в котором лежали немногочисленные элементы экипировки.
Никаких человеческих останков не было.По мере изучения объекта исследователи поняли, что перед ними — результаты раннесредневекового ритуала, который можно восстановить.
Причем в подробностях.Выяснилось, что в те времена на горе Услань размещалось некое воинское формирование.
Его участники совершали поминальный обряд — видимо, по боевым товарищам, погибшим где-то далеко отсюда. Жертвенных животных — судя по костям, свиней и куропаток — забили на той самой плоской плите.
Справили тризну. Кушаньем были свиные голяшки, приготовленные на костре, и блюдо наподобие студня.
Когда огонь прогорел, на остывшие угли положили предметы, которые могли принадлежать погибшим воинам. Затем завалили место ритуала камнями.
Весь комплекс дошел до нас в нетронутом, неразграбленном виде.Как отметил на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Александр Колоколов, подобных сооружений в славянских древностях нет.
Зато есть похожие в степных — правда, в других регионах. А найденные предметы отражают культурное многообразие строителей памятника.
Так, кувшин с ручкой характерен для кочевников-тюрков. Редкая поясная пряжка — для мордовских захоронений.
Посуда для жертвенных угощений — типично славянская.Ничего подобного в этом регионе до сих пор не находили.
Чтобы узнать, кому принадлежал ритуальный комплекс, ученые позвали на помощь коллег с берегов Волги.Славяне на ВолгеКак сообщил доцент кафедры российской истории Самарского университета Дмитрий Сташенков, который не участвовал в исследовании тульских археологов, похожие комплексы находят и в Поволжье.
Правда, они, очевидно, погребальные, а не поминальные, то есть содержат останки умерших, чьи тела кремировали. Сташенков считает, что комплексы созданы "воинским контингентом, охранявшим северные рубежи Хазарского каганата".
При этом характер отношений между славянами и хазарами на берегах великой реки был вполне определенным.Для начала небольшой исторический экскурс.
В свое время самарский археолог Галина Матвеева совершила в некотором смысле научный переворот: надежно связала именьковскую культуру, памятники которой находят в Ульяновской, Самарской областях и в Татарстане, со славянами. В пользу этого, среди прочего, говорил характер погребений, керамика.
Известно, что представители этой культуры, как и славяне, занимались подсечно-огневым земледелием.Памятники именьковцев в Поволжье фиксируются с IV века, однако с середины VII столетия они по неизвестной причине исчезают.
Возникает хронологический разрыв. Примерно в начале VIII-го, когда регион активно осваивался Хазарским каганатом, здесь появляются новые примечательные объекты.
“На Самарской Луке есть целая серия курганных могильников - так называемые памятники новинковского типа, - рассказывает Сташенков. - В захоронениях - набор вооружений и экипировки профессиональных воинов, всадников: удила, кавалерийские пики с бронебойными наконечниками, лук и стрелы, а также весьма представительный набор клинкового оружия - палаши и одни из первых в Восточной Европе сабель”.
Антропологически эти люди разные: есть и европеоиды, и монголоиды, и смешанные типы. То есть, они не могли быть единой этнокультурной группой.
Тогда встает вопрос: как группа профессиональных воинов может оказаться на Средней Волге и почему у них такой разнообразный состав? Самое убедительное объяснение: эта группа воинов занимается поддержанием порядка на этих территориях, охраной государственных границ.“Единственным государственным образованием в то время и в том месте был Хазарский каганат.
Но если сюда присылают воинов, то для их обслуживания нужны земледельцы, ремесленники, которые сами не несут воинских обязанностей. К этому моменту на Средней Волге такого населения нет.
Ему нужно было откуда-то взяться. Как раз в VIII веке здесь появляется культура со славянскими признаками: например, характерными для них полуземлянками с печами-каменками”, - продолжает ученый.
Из летописей известно, что славяне были данниками хазар. Возможно, даннические отношения могли выражаться и в перемещении земледельцев на нужную хазарской администрации территорию.
То есть хазарская администрация целенаправленно заселяла осваиваемые территории славянскими земледельцами, которые кормили воинов-тюрков. С теми же целями, отмечает ученый, на реки Дон и Воронеж хазары переселяли аланов.
Не исключено, под Тулой был похожий случай. Это объяснило бы культурную эклектичность находок.
Впрочем, не всем ученым нравится идея о том, что славян пригнали в эти края насильно."Просто эти процессы сами по себе хронологически совпали.
Появляется новое могучее государство со стороны степи, и появляется очень сильный новый компонент в лесной и лесостепной зоне — славяне. Они встретились и дальше начали взаимодействовать.
Понятно, что мощное государство хазар, хорошо организованное, и общины славян — это разные весовые категории. Кто кому подчинился, вопросов не возникает.
Но процесс не был простым", — высказал мнение ученый секретарь Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Алексей Воронцов.Наука, антинаука и политикаХазарский каганат — одно из самых загадочных государств в истории.
Просуществовал он с VII по X век. В период расцвета занимал обширные территории от Закавказья до нынешней Казани, от Центральной Украины до Аральского моря.
Конкурировал с Византией и Арабским халифатом — самыми могущественными империями того времени. Чтобы быть с ними на равных, но при этом сохранять независимость, хазарская элита приняла третью религию — иудаизм.
Роль в судьбе славян оценивается по-разному. Из арабских источников, а также из более поздних русских летописей известно, что славяне платили кагану дань.
Сам хазарский "царь Иосиф, сын Аарона" в знаменитой переписке с евреями Кордовского халифата перечисляет среди подчиненных ему народов племена, которые ряд исследователей интерпретирует как славянские: "вентит", "север", "славиун". Есть мнение, что держава, основанная кочевниками, не только угнетала подданных-земледельцев, но и обеспечила им безопасность и спокойствие.
За сотни лет под властью хазарских беков славяне окрепли, накопили материальные блага, что в конечном счете помогло созданию Древнерусского государства.Как бы то ни было, "темные века" на то и темные, что разобраться в тех событиях непросто.
Археологические данные скупы, письменные же и вовсе могут, по выражению Воронцова, уместиться на одну страницу. А представления обывателей о хазарах базируются или на художественных произведениях (прежде всего речь о "Хазарском словаре" Милорада Павича), или на псевдонаучных домыслах (здесь большой вклад внес Лев Гумилев).
Научной же работе мешает политический фактор: так, казанский археолог Петр Старостин долгое время не мог писать о древних славянах на Волге, поскольку эта версия не нравилась руководству Татарской АССР — там хотели видеть в именьковцах тюрков. И сегодня результаты научных исследований о делах давно минувших дней нередко вызывают острую реакцию.
Тем не менее работа продолжается. По словам сотрудников музея-заповедника "Куликово поле", найденные объекты — не единственные на горе Услань.
Возможно, будущие находки позволят разрешить часть споров — или спровоцируют новые. В любом случае будет интересно.