• «Найти клиническое применение»: российский учёный — о влиянии низких доз радиации на нейроны головного мозга

Gettyimages.ru

Российские учёные выяснили, что радиация в малых дозах способствует развитию нейронов головного мозга, а также ускоряет выработку особых белков, которые необходимы для его правильной работы. Установить это удалось в экспериментах на лабораторных мышах. Как рассказал в интервью RT автор исследования, старший научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Виктор Кохан, биохимический механизм данного эффекта пока до конца не ясен. Задача исследователей — найти возможное применение открытых эффектов в медицине. Ученый также рассказал, какие процессы происходят в мозгу с возрастом и как на его работу могут влиять ноотропы и тренировки.

— Виктор Сергеевич, возглавляемая вами научная группа выяснила, что непродолжительное ионизирующее излучение стимулирует развитие нейронов и выработку в них белков, участвующих в жизнеобеспечении нервных клеток в сенсомоторной коре мозга мышей. В поддержанном Российским научным фондом исследовании также принимают участие ваши коллеги из Института физики высоких энергий имени А.А. Логунова НИЦ «Курчатовский институт», Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. То есть над проектом работает большой коллектив учёных из ведущих научных центров страны. Понятна ли биохимическая природа открытого вами феномена?

— Биохимический механизм этого эффекта пока не раскрыт, наше исследование лишь немного прояснило, какие процессы происходят под воздействием умеренных доз облучения. Выяснилось, что оно вызывает в мозге рост содержания белков-нейротрофинов, участвующих в поддержании жизнеспособности нейронов и развитии нейросетей. Опыты показали, что через семь месяцев после облучения в мозгу мышей сохраняется прежний объём сенсомоторной коры, тогда как у контрольных физиологически здоровых животных с возрастом происходит истончение этой области. Мы предполагаем, что сохранение тканей у облучённых животных связано именно с ростом выработки белков нейротрофина-3 и нейротрофина-4. Однако предстоит проделать ещё много работы, чтобы понять, как и почему это происходит, сколько длится положительный эффект и т. д.

— Обычно высокий радиационный космический фон вреден для космонавтов — он способен повредить макромолекулы в организме человека или даже вызвать разрывы ДНК. Насколько опасно длительное пребывание в космосе?

— Ионизация приводит к генерации свободных радикалов, которые вызывают окислительный стресс. Тяжёлые заряженные частицы, в свою очередь, способны буквально разрывать биополимеры, включая и цепочки ДНК в клетках.

Однако во время орбитальных полётов живые организмы получают относительно низкую дозу облучения, около половины миллизиверта в сутки. Организм может приспособиться к такому воздействию. Так, в организме активируется система репарации («починки») ДНК, включаются антиоксидантные системы, меняется профиль экспрессии (работы) ряда генов, которые участвуют в метаболизме нейронов. Поэтому даже у тех космонавтов, которые проводили суммарно на МКС по два года, не обнаруживалось потом каких-то серьёзных нарушений в работе центральной нервной системы.

• Gettyimages.ru