Надёжный и эффективный: как Ан-24 стал одним из самых массовых лайнеров в СССР
65 лет назад в воздух впервые поднялся турбовинтовой самолёт Ан-24. Он предназначался для перевозки пассажиров на авиалиниях малой протяжённости. Машина стала одним из самых массовых советских лайнеров. Ан-24 также поставлялся за рубеж и до сих пор эксплуатируется в ряде стран. Эксперты называют «двадцатьчетвёрку» надёжным и эффективным воздушным судном. Среди его достоинств аналитики выделяют способность взлетать с неподготовленных аэродромов, морозоустойчивость и ремонтопригодность.
20 октября 1959 состоялся первый полёт турбовинтового самолёта для авиалиний малой протяжённости Ан-24.
Специалисты КБ Антонова приступили к разработке этой машины в 1957 году на основании постановления Совета Министров СССР. Новый лайнер с турбовинтовыми двигателями (ТВД) должен был заменить использовавшиеся тогда поршневые Ил-12, Ил-14 и Ли-2. Одновременно с проектированием самолёта в запорожском ОКБ-478 создавался для него новый двигатель — АИ-24.
Первый прототип Ан-24 был готов в сентябре 1959 года. Поднять машину в воздух было поручено экипажу лётчика-испытателя Георгия Лысенко. Вторым пилотом был Юрий Курлин, штурманом — Владимир Попов, а бортинженером — Афанасий Круц.
Согласно воспоминаниям Лысенко, взлёт и посадка самолёта были очень мягкими. Сам полёт также прошёл штатно, Ан-24 удалось набрать высоту 2500 м.
Однако вскоре выяснилось, что самолёт ещё сырой и требует серьёзных доработок. В частности, характеристики первого прототипа не достигали указанных в техзадании параметров. Кроме того, нарекания вызывали работа шасси и двигателей, аэродинамика и недостаточная энерговооружённость (отношение мощности силовой установки к весу самолета).
В ходе устранения этих замечаний носовую часть было решено сделать более обтекаемой, крыло оснастить новыми закрылками, а электрическое управление носовой опорой заменить на гидравлическое. Стойки основных опор шасси были полностью переделаны, их конструкция стала проще и надёжнее. На самолёте также установили подфюзеляжный гребень для улучшения штопорных характеристик.
- Турбовинтовой пассажирский самолет "АН-24", разработанный конструкторским бюро Олега Константиновича Антонова
- РИА Новости
- © Владимир Акимов