• Новости
  • Наука
  • «Мат теряет свой изначальный смысл»: доцент МГПУ — о психологической подоплёке бранных слов и способах борьбы с ними

                                Gettyimages.ru
                            Gettyimages.ru

«Мат теряет свой изначальный смысл»: доцент МГПУ — о психологической подоплёке бранных слов и способах борьбы с ними

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. В интервью RT кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета Лариса Овчаренко объяснила, как в языке появились табуированные слова, использование которых мировые религии считают грехом, а светские власти многих стран карают штрафами. По словам специалиста, по мере размывания культурных границ мат всё чаще воспринимается как обыденное явление. Распространённость обсценной лексики связана с её эмоциональной заряженностью, которая позволяет быстро передать свой настрой окружающим. При этом брань засоряет речь и снижает навыки нормального построения фраз при выражении своих мыслей. Психолог дала рекомендации, что делать, если мат появился в лексиконе подростка или ребёнка, а также объяснила, как взрослому человеку избавиться от привычки браниться.

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Почему в каждом языке есть набор слов, которые считаются неприличными и неуместными? Получается, что люди произвольно наделяют какие-то слова негативной эмоциональной окраской?

— Одна из основных версий гласит, что в древности, когда люди практически ничего не знали о причинах и сути природных явлений, для преодоления страха перед ними проводились ритуалы, где использовались специальные заклинания, призванные отпугнуть злых духов, призвать дождь и т. п. Так появилась табуированная лексика, которую нельзя было использовать в повседневной речи. Со временем смысл запрета был забыт и такие слова превратились в обсценную лексику.

Есть также слова-суррогаты бранных выражений, которые тоже точно и экспрессивно выражают эмоциональный настрой человека, но не так табуированны. Например, таким словом стало слово «блин», которое не считается бранным, хотя выполняет похожие функции. Такие слова рождаются в контексте конкретного языка, из его наречий, форм произношения, особенностей, с которыми издревле в этом языке выражались сильные эмоции.

Почему возникла потребность в брани? Почему и как формируется привычка материться? Каковы тут психологические механизмы?

— В этом случае уместнее всего говорить о детях, потому что именно в детском и подростковом возрасте обычно начинается привыкание к бранной лексике. У взрослых уже есть опыт, они уже сталкивались с ней и решили, использовать её или нет в своей речи.

  • Gettyimages.ru
  • © suravikin

Может быть интересно