Космические планы: 2026 год станет годом запуска сразу трех новых ракет
Королёвские чтения — это место, где обсуждаются самые перспективные и интересные наработки в отечественной ракетно-космической отрасли.
Королёвские чтения — это место, где обсуждаются самые перспективные и интересные наработки в отечественной ракетно-космической отрасли.
Заместитель генерального директора космической отрасли Дмитрий Баранов, начал с ракет сверхлегкого класса, которые все больше становятся востребованными в мире в связи с развивающейся миниатюризацией определенного типа спутников. Оказалось, что у России таких ракет пока нет... Есть лишь разрабатываемые сверхлегкие ракеты-носители(РН): «Иркут» (способна выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) до 780 кг полезной нагрузки), и «Старт-М1» (до 550 кг). «Старт» планируют к первому пуску уже в этом году. Также в наступившем году совершит свой первый полет РН легкого класса «Рокот-М» и РН среднего класса «Союз-5».
Ну, а что касается первого запуска самой нашей многообещающей, многоразовой, ракеты среднего класса на метановом двигателе «Амур-СПГ» (СПГ – «сжиженный природный газ») она, по планам Роскосмоса взлетит только после 2030 года. Первые испытания прототипа первой ступени (так называемого «кузнечика»), по словам Баранова, начнутся в 2028 году. «В 2028 году мы должны продемонстрировать два, так сказать, подпрыгивания, – говорит замгендиректора. – Первый взлёт — это взлёт на несколько сотен метров, зависание без выключения двигателя и потом посадка... Второе испытание — это полёт на уровень за 10 километров с выключением двигателя, аэродинамическим торможением, повторным включением двигателя для мягкой посадки».
Итак, из летающих ракет у нас есть легкая «Ангара-1.2», неизменные «рабочие лошадки» среднего класса «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б», «старый, добрый» тяжелый «Протон-М», которому из-за вредного топлива гептила не прочат светлого будущего. «Машин осталось 10 штук: 6 изготовленных, 4 в разной степени комплектации, – сказал Баранов. – Сейчас с Казахстаном ведутся переговоры о продлении её (ракеты) эксплуатации до 2031–2032 годов, потому что машина хорошая, надёжная, достаточно экономически эффективная, да и нагрузки для нее более чем достаточно». Еще из летающих у нас есть тяжелая «Ангара-А5» («обычная «пятёрка»), которая выводит на низкую околоземную орбиту 24 тонны полезной нагрузки. Машина – мощнее, чем «Протон», по словам заместителя генерального директора, и тоже достаточно надёжная. Что касается модернизированной версии "Ангары-А5" – "Ангары-А5М" с улучшенным жидкостным ракетным двигателем РД191М, которая будет поднимать на НОО 27 тонн, она еще ждет своего часа.
Кстати, о производстве ракет семейства «Ангара». По словам Дмитрия Баранова, грядет полный перевод производства этих ракет «из (столичных) Филей в Омск». «Некоторое время назад уже было поручение президента Российской Федерации о создании дублирующего производства, частично оно было выполнено <...> В общем-то, ни в одной столице мира, как правило, никаких крупных производств не содержится просто по экономическим причинам. Здесь, как правило, в столице, другая средняя заработная плата, здесь очень большой выбор насчёт... Работа для персонала и удержание персонала возможно только, соответственно, за счёт повышения цен...». Частично перевод производства из Центра им. Хруничева в Омск уже сделан, к примеру, лёгкая «Ангара» уже делается в Омске, вторая ступень тяжелой «Ангары» – тоже там, и перевод оставшихся частей – лишь дело времени. Это, по словам Баранова, даст существенное снижение себестоимости.
Но и это еще не все: 50% от стоимости всего изделия приходится на двигатель. Вот 191-й двигатель для «Ангары», который производят сейчас на НПО «Энергомаш» в Химках, тоже сейчас постепенно переводится в филиал предприятия в Перми, «частично они делают насосы для 191-го двигателя». Такая совокупность мероприятий, по словам представителя Роскосмоса, должна позволить вывести ракету семейства «Ангара» на более-менее «удобоваримые», или конкурентные, цены.
Что же касается супертяжелой ракеты-носителя, которая способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн, (напомним, что в СССР такая была – это «Энергия», выводившая челнок «Буран») Дмитрий Баранов сказал следующее: «Да, у нас проводились работы (по супертяжу). Они где-то года три-четыре назад были прекращены на этапе технического проекта. А почему они были прекращены? Наверное, логика была следующая. Во-первых, не выделялось финансирование под эту машину, – сверхтяжёлая машина, это очень дорогая игрушка. Буду так аккуратно говорить: это несколько сотен миллиардов рублей. <...> Вот представьте, что у нас стоит там всё: у нас есть инфраструктура, у нас есть космический корабль «Орёл», который может долететь до Луны, сделать виток и потом взлететь обратно. Вот и всё! То есть, у нас есть ракета, но у нас нет нагрузки для неё. <...> Понятно, что есть планы лететь на Марс, там остаться, лететь на Луну... Но одно дело — сказать, другое дело — к этому надо постоянно идти, и там постоянно нужны траты такого порядка».