«Казни превратились для неё в рутину»: как Тонька-пулемётчица стала одним из наиболее известных нацистских палачей
45 лет назад по приговору советского суда была казнена Тонька-пулемётчица — одна из самых известных гитлеровских палачей-коллаборационистов на оккупированных территориях СССР. Её звали Антонина Макарова, а после войны она взяла фамилию мужа — Гинзбург. В прессе распространено множество мифов о жизни Тоньки-пулемётчицы, которой приписывается расстрел нескольких тысяч человек, однако специалисты указывают на необоснованность таких цифр. О судьбе Макаровой, казнившей советских граждан по приказу нацистских начальников, RT поговорил с военными историками, авторами книги «Бургомистр и палач. Тонька-пулемётчица» Дмитрием Жуковым и Иваном Ковтуном.
— Как в довоенное время складывалась жизнь Антонины Макаровой, в дальнейшем известной как Тонька-пулемётчица? Отмечались ли уже тогда у неё какие-то преступные наклонности?
Дмитрий Жуков, военный историк: Макарова родилась в обычной семье 1 марта 1920 года в Москве. Детство её прошло в Сычёвском районе Смоленской области. Кстати, фамилия её родителей была Панфиловы. Просто отца Антонины звали Макар, и, когда в школе спросили: «Чья ты?» — она ответила: «Макарова». Так её и записали в документах. Она оказалась единственной Макаровой в семье. Советская бюрократическая система дала сбой. Благодаря этой путанице Антонина смогла скрываться после войны долгие годы. Ведь сотрудники госбезопасности пытались отрабатывать семейные связи по фамилии Макарова.
Примерно в середине 1930-х годов Макарова перебралась жить к родственникам в Москву. Согласно её показаниям на суде, в столице она работала сначала на кожевенной, а затем на трикотажной фабрике. Работа вязальщицей в ночную смену была тяжёлой и трудоёмкой. У Макаровой, по её словам, ухудшилось зрение и она стала официанткой в столовой электромеханического завода имени Ильича. Впрочем, не исключено, что ей просто не нравился тяжёлый труд на фабрике, а ухудшение зрения было отговоркой.
Во многих источниках упоминается, что Антонина с юности грезила образом Анки-пулемётчицы из фильма «Чапаев». Но на самом деле никаких документальных подтверждений этому нет.
— Что произошло с Макаровой в начале войны? Как она попала на службу к нацистам?
Д. Ж.: На суде Макарова (к тому времени уже по мужу Гинзбург) показала, что ещё до войны прошла курсы Красного Креста. В августе 1941 года она, как имевшая медицинскую подготовку, была по комсомольской путёвке отправлена в армию. В РККА она получила звание сержанта. Кстати, сначала она пыталась об этом умолчать, так как знала, что по советским законам действующего военнослужащего, перешедшего на сторону врага, ждёт строгое наказание.
Относительно того, как именно началась служба Макаровой, в различных источниках существуют расхождения. В некоторых из них говорится, что она сначала была буфетчицей, а потом из-за недостачи её убрали из столовой и сделали санинструктором. Сама Гинзбург на суде сказала, что её изначально назначили санинструктором, но она одно время работала буфетчицей по просьбе начальства. Причём она утверждала, что знаки различия якобы не носила и вообще не знала, была ли военнослужащей на самом деле.
- Обвиняемая А.М. Гинзбург указывает на дом №82 по улице Липовая аллея в Локте и поясняет, что в период оккупации здесь находилась канцелярия тюрьмы. На первом этаже располагалось караульное помещение и комната, где она жила. 10 августа 1978 года. Из архивного уголовного дела
- © Фото предоставлены авторами книги "Бургомистр и палач. Тонька-пулеметчица" Д.Жуковым и И.Ковтуном