«Истинное назначение скрывалось»: ФСБ рассекретила документы о первом применении бактериологического оружия Японией
К 85-й годовщине победы советско-монгольских войск над Квантунской армией Японии в боях на реке Халхин-Гол ФСБ России публикует рассекреченные документы, которые раскрывают ранее неизвестные эпизоды тех военных действий. В частности, обнародован протокола допроса старшего унтер-офицера японской армии Хаяси Кадзуо, в котором зафиксирован факт первого применения бактериологического оружия на Халхин-Голе.
К 85-летию разгрома Квантунской армии Японии советско-монгольскими войсками на реке Халхин-Гол Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России опубликовал архивные документы о первом применении японскими милитаристами бактериологического оружия. Этот факт зафиксирован в протоколе допроса старшего унтер-офицера японской армии Хаяси Кадзуо от 15 января 1947 года. Кадзуо был казначеем в отряде № 731, в ведении которого была разработка и производство подобного оружия. По словам военного, в 1939 году во время столкновения японских и советских войск на границе Монголии японское командование отдало приказ заразить местность.
«Опыты по заражению местности брюшнотифозными бактериями были произведены в ночь на 29, 30 и 31 августа 1939 года… При отступлении японской армии выбиралась местность, где предполагалось сосредоточение частей Красной Армии, и эта местность заражалась. Для распространения бактерий применялись воды рек Харуха и Хорустен», — рассказал Кадзуо.
Он отметил, что первые два опыта были произведены по распоряжению командующего Квантунской группировки войск генерал-полковника Кэнкити Уэда. Третьим же руководил непосредственно сам разработчик бактериологического оружия — начальник отряда № 731, генерал-лейтенант, микробиолог Сиро Исии.
По сведениям начальника учебно-просветительного отдела противоэпидемического отряда № 731 Ниси Тосихидэ, протокол допроса которого был обнародован ФСБ России ранее, в операции также принимали участие «смертники». Все они подписали собственной кровью обязательство при любых условиях выполнить боевое задание. При отступлении японских войск отряд должен был на автомашинах отходить последним, сбросив в Халхин-Гол баллоны с бактериями. Тосихидэ подчеркнул, что после многие из отряда № 731 за участие в диверсии были награждены орденами.
Также отряд № 731 стоял и за вспышкой брюшного тифа в Харбине, отметил на допросе Хаяси Кадзуо.
«В части «Исии Сиро» среди офицеров было общеизвестно, что бактерии брюшного тифа были распространены в водопроводе гор. Харбина с целью исследования их силы и выработки средств борьбы с бактериями при массовом распространении их», — признал военный.
Помимо этого, было известно, что в июне—августе 1940 года японская армия применила бактерии чумы в китайском городе Чанчунь, засвидетельствовал Кадзуо.

- Протокол допроса старшего унтер-офицера японской армии Хаяси Кадзуо
- © ЦОС ФСБ