• «Есть среда для жизни»: российские учёные — об открытии водоносного горизонта в недрах Марса

Gettyimages.ru

Группа учёных из Калифорнийского университета в Беркли и Калифорнийского университета в Сан-Диего опубликовала статью, в которой говорится о присутствии жидкой воды глубоко под марсианской поверхностью. Такие выводы исследователи сделали, статистически проанализировав данные о сейсмической активности Красной планеты. Их российские коллеги расходятся в оценках этого заявления: одни геофизики согласны с тем, что на Марсе должна быть жидкая вода, и приводят дополнительные аргументы в пользу этого. Другие настроены более скептично и говорят, что статистические методы позволяют лишь выдвигать предположения. При этом если жидкую воду всё же получится обнаружить на Марсе, это будет иметь большое значение для науки и поисков жизни за пределами Земли, отмечают специалисты.

Американские геофизики из Калифорнийского университета в Беркли и Калифорнийского университета в Сан-Диего сообщили, что под поверхностью Марса расположен гигантский океан. Это открытие учёные сделали на основе данных о сейсмической активности в коре планеты, которые собрал аппарат InSight Lander NASA. Он был отправлен на Марс в рамках внеземной исследовательской миссии в 2018 году. Учёные опубликовали результаты своего исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По словам исследователей, в недрах планеты сохранились лоскуты раздробленной магматической породы, которые могут содержать столько жидкой воды, что ею можно было бы покрыть всю планету слоем толщиной 1—2 км.

В поисках воды

Согласно общепринятой научной теории, более 3 млрд лет назад Марс был покрыт жидкой водой. На планете и сегодня находят пересохшие русла рек, котловины древних озёр и океанов. Существуют разные версии учёных, почему вода исчезла с поверхности Красной планеты. Одна из них заключается в том, что у Марса было очень слабое магнитное поле, которое не смогло выступить в качестве щита против солнечного ветра, в результате вода просто испарилась. По другой версии, воду на Марсе во времена нойского периода (4,1—3,7 млрд лет назад) поглотили минералы в процессе гидратации. Впоследствии часть воды вернулась обратно с вулканическими газами, но этого было недостаточно для восстановления всей гидросферы планеты.

В новом исследовании учёные утверждают, что вода до сих пор есть на Марсе, она залегает на глубине от 11,5 до 20 км в крошечных трещинах и порах марсианской коры. Поэтому, чтобы подтвердить эту гипотезу, потребуются дополнительные исследования.

Новые данные, по словам геофизиков, не только меняют представления об исчезнувшей гидросфере Марса, но и, возможно, будут полезны во время будущих космических миссий на Красную планету. Наличие воды на Марсе также говорит о том, что здесь может быть жизнь.

«Установление факта существования большого запаса жидкой воды даёт некоторое представление о том, каким был или мог бы быть климат (планеты. — RT). Более того, вода нужна для жизни, какой мы её знаем. Не вижу причин, почему (подземные воды. — RT) не могут представлять собой пригодную для жизни среду», — заявил один из авторов исследования, профессор наук о Земле и планетах из Калифорнийского университета в Беркли Майкл Манга.

«Это всё равно пока гипотеза»

RT попросил российских учёных прокомментировать работу их американских коллег, а также оценить, что означают новые данные для науки и космонавтики.

• Вечная мерзлота на Марсе