«Чтобы каждый мог быть понятым и услышанным»: эксперт — о жестовых языках и правилах общения с глухими людьми

23 сентября отмечается Международный день жестовых языков. Согласно информации Всемирной федерации глухих, в мире насчитывается около 70 млн человек с нарушениями слуха и существует более 300 жестовых языков. В интервью RT журналист, руководитель медиагруппы Всероссийского общества глухих Дарья Каменская-Алиева рассказала, почему разные жестовые языки существенно различаются между собой и как их использование влияет на когнитивные способности. Кроме того, по её словам, при общении со слабослышащими и с глухими нужно учитывать целый ряд нюансов.

— 23 сентября — Международный день жестовых языков. Как они зародились и развивались?

— Жестовые языки сообществ глухих формируются тогда, когда в одном месте сосредотачивается большая концентрация таких людей. Чаще всего центром притяжения становится школа.

О том, что жестовый язык предшествовал звучащему, говорил ещё Платон. Однако активное развитие и распространение жестовых языков во многих странах началось только в конце XVIII в. Часто нельзя достоверно определить момент зарождения языка из-за недостатка письменных источников, в которых бы упоминался этот процесс.

При тесном взаимодействии глухих детей естественным образом развиваются свои грамматические правила. Так, например, развивался довольно молодой никарагуанский жестовый язык после открытия школы в Манагуа в 1977 году.

Русский жестовый язык как относительно устойчивая система возник в начале XIX века, когда появилось систематическое обучение глухих и сформировалось сообщество его носителей. Это произошло после открытия в Павловске школы для глухих детей.

— Правда ли, что совсем недавно лингвистика не признавала жестовые языки? Как удалось доказать, что жестовый язык является полноценной знаковой системой?

— Общая лингвистика долго не признавала жестовые языки. Ситуация изменилась в 1960-е годы, когда американский профессор Уильям Стоуки выпустил работу «Структура жестового языка». Тогда учёные-лингвисты заинтересовались жестовыми языками и вскоре доказали их состоятельность как лингвистической системы «со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками».

Современные исследования показывают важность обучения глухих детей жестовому языку: задержки развития возникают не из-за глухоты как таковой, а именно из-за отсутствия языка.

  • Обучение жестовому языку
  • Gettyimages.ru