Ликвидаторам Чернобыля, получившим дачные участки в Подмосковье, создают адские условия
Лесные братья Семья Ларисы Ивановны построила дачу в СНТ «Прометей» еще в 1980-е годы.
Лесные братья
Семья Ларисы Ивановны построила дачу в СНТ «Прометей» еще в 1980-е годы. Женщина помнит, как по соседству получали участки ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
«Им недаром здесь выделяли землю — место было сказочное, чистый воздух, вокруг вековой лес, рядом небольшое лесное озеро, а ведь до МКАДа всего 20 километров», — говорит бывшая школьная учительница с отчаянием в голосе.
Сейчас этой сказочной картинки нет. Большой участок леса рядом с дачей Ларисы Ивановны вырубили, на его месте теперь гигантский котлован. Шесть лет там добывали песок, а теперь карьер надо рекультивировать — попросту говоря, засыпать огромную яму разными отходами, а сверху присыпать землей.
Когда вся эта драматическая история только начиналась, дачники и местные жители сразу заподозрили неладное, однако чиновники убеждали их, что все делают им во благо.
Александр Стрекалев — житель Старой Купавны. Лес рядом с деревней Кашино всегда был излюбленным местом отдыха. Поэтому когда он впервые увидел тяжелую технику в лесу, то сильно удивился, ведь строить в этом месте ничего нельзя. Земельный участок относится к Лесфонду, более того, это еще и лесопарковая зона, там вообще любое строительство запрещено.
«Мы поехали выяснять в местный лесхоз и администрацию Богородского городского округа. Но нас заверили, что беспокоиться не стоит, якобы работы ведутся ради нашего же блага. По договору аренды на этом участке должны были обустроить рыбонагульный пруд, а для жителей обещали благоустроить зону отдыха с пляжем и детскими, спортивными площадками», — вспоминают местные жители.
Обещанной зоны отдыха местные так и не увидели. А арендатор, который получил в аренду на 49 лет данный лесной участок, начал валить деревья и добывать песок. И вскоре по узким деревенским улочкам Кашина и Старой Купавны потянулись вереницей 20-тонные самосвалы.
«Мы с младшим внуком раньше всегда, как только входили в лес, обязательно здоровались с деревьями. У нас среди них свои любимцы были, такие зеленые великаны. А в один ужасный день приезжаем на дачу, идем гулять, а вместо леса — лесоповал. Остались одни пни да бревна. Ребенок - в слезы, я тоже, думала, сердце остановится, так было жалко наш лес», — вспоминает Лариса Ивановна.
Победить дракона
С тех пор уже прошло 3 года, а борьба между местными жителями и арендаторами песчаного карьера не только не стихает, а, напротив, только набирает обороты. Люди пишут письма в различные инстанции, рассылают запросы в надзирающие органы, приглашают экологов и журналистов. Только телевизионщики с главного российского канала приезжали к ним несколько раз.
Но толку от этой суеты немного. Компания-арендатор, добывающая песок в Кашинском карьере, как кот Васька из басни Крылова, слушает да ест. Для нее, похоже, никто не указ. А те, кто по долгу службы должен контролировать и осуществлять надзор за такой деятельностью, явно им потворствуют.
Взять хотя бы тот факт, что песок стали добывать в лесопарковой зоне. Как такое возможно? Тем не менее это происходит. Или другой момент: добыча песка началась еще до оформления компанией разрешительных документов, без лицензии, и опять им все сошло с рук.
«Куда мы только ни жаловались на то, чтобы грузовики этого пескодобытчика хотя бы дорогу себе построили в объезд поселка, а не ездили по нашим улицам, они нам все дороги разбили, мы задыхались от песка, но никому до наших жалоб нет дела», — жалуются жители Старой Купавны.
А теперь, когда стало известно, что карьер якобы собираются засыпать отходами, люди еще больше переживают, опасаясь, что снова вереница машин, теперь уже с мусором и отходами, поедет мимо их домов.
«Чиновники из Минэкологии и Комитета лесного хозяйства Подмосковья долгое время не хотели признавать, что в Кашине идет разработка карьера, мы надеялись, что после наших жалоб, подкрепленных фото- и видеосъемкой, с арендатором расторгнут договор аренды, но вместо этого нам отовсюду приходили стандартные, как будто под копирку написанные ответы о том, что у арендатора нет лицензии на добычу песка, что договор с ним заключен всего лишь на благоустройство пожарного пруда и так далее», — рассказывает еще один местный житель Игорь.
И только когда уже карьер превратился в огромный кратер, чиновники признали, что здесь действительно добывают песок, причем договором аренды это не предусмотрено. Но при этом лицензию у нее не отозвали и договор аренды участка не расторгли. Очень интересно знать, за что такие привилегии этой мало кому известной фирме с уставным капиталом 10 тысяч рублей и одним-единственным человеком в штате?
Может, все дело в том, что за время работы на Кашинском карьере «Леспром» добыл миллионы тонн песка, 1 кубометр которого стоит 250 рублей? В результате набегает вполне себе огромная сумма — получается песок не простой, а золотой.
Полное обезвоживание
По-настоящему громкий скандал вокруг Кашинского карьера разгорелся в прошлом году, когда арендатор, выбрав весь песок на поверхности, решил откачать воду из водоема. В этих местах находится мощный водоносный слой, поэтому на месте прежнего небольшого озера сейчас образовалась огромная водная акватория. Ее площадь составляет 22 гектара, местами глубина водоема доходит до 10 метров, и, что особенно важно, она наполнена чистейшей водой, которая поступает из подземных источников. Так что теперь это уже не безобразный карьер, не марсианский безжизненный кратер, а красивейшее озеро, где летом отдыхают несколько тысяч человек.
Однако на все эти чудеса природы арендатору карьера наплевать. Чтобы добраться до песка, арендаторы, вместо того чтобы намывать его с помощью земснаряда, стали просто откачивать воду и сливать ее в ближайший лес. В результате — заболоченная почва, загубленный лес, пересохшие колодцы и скважины жителей.
Только когда в Кашине, Старой Купавне, Шульгине и в целом ряде СНТ полностью пропала вода, Минэкологии Московской области пригрозило коммерсантам, что расторгнет договор аренды и отзовет лицензию на добычу песка. Правда, людям, оставшимся без воды, от этого не легче. Жителям теперь остается только бурить дорогущие и требующие разрешений скважины.
Однако не у всех местных жителей и дачников, оставшихся без воды, есть такие материальные возможности. Большинство людей здесь живут небогато, в СНТ много пенсионеров. Для них перспектива остаться без воды — катастрофа. Таких семей, которые в прошлом году попали в зону экологического бедствия и могут попасть в нее вновь, здесь больше тысячи. Дело в том, что песок в Кашинском карьере закончился, а жажда наживы осталась. Поэтому арендатор собирается засыпать озеро, образовавшееся на месте бывшего карьера, «рекультивантом», под этим термином скрываются более привычные и понятные слова — мусор и отходы.
Засыпать нельзя помиловать
Жители выяснили, что этот арендатор уже получил лицензию областного Минэкологии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке и утилизации отходов I–IV класса опасности. В документе сказано, что это необходимо для рекультивации земель на арендованном участке.
Но люди считают, что все дело в деньгах. «Сначала коммерсанты заработали на песке, а теперь в озеро будут засыпать отходы. И еще раз заработают, а мы останемся с кучей мусора, отходами под боком и непригодной водой в колодцах», — возмущаются жители.
Люди уже просят оставить водоем в том виде, как он есть сейчас, потому что, если его засыплют переработанными отходами, пить такую воду будет нельзя.
«Как только из озера перестали откачивать воду, наши колодцы и скважины опять наполнились. Когда некоторое время назад в карьере произошел разлив солярки, ее запах и привкус сразу же появился и в нашей воде. Страшно вспоминать, как мы жили без воды, у многих тогда погибли фруктовые деревья. Приходилось ездить за водой в магазин и покупать ее в пластиковых бутылках, а для полива собирали дождевую воду. Еще раз такое бедствие мы не переживем», — говорят люди.
Сейчас на месте карьера, который занимает почти 22 гектара, простирается голубая гладь чистейшего озера, и это по-прежнему единственная зона отдыха на несколько километров вокруг: там купаются, ловят рыбу, занимаются спортом. Конечно, жители хотели бы получить благоустроенный пляж и детские, спортивные площадки, как им когда-то обещала местная власть, но если для этого нужно засыпать большую часть водоема мусором, то лучше, говорят люди, оставьте все как есть.
В Минэкологии Подмосковья и в Комитете лесного хозяйства недавно сменились руководители, им досталось непростое наследство. И, наверное, таких точек экологического бедствия, как в Богородском городском округе, по всему Подмосковью достаточно. Тем не менее очень хочется верить, что те, кто должен защищать природу, будут именно этим и заниматься и что они не станут повторять ошибки своих предшественников и совершать новые, а самое главное, что они, прежде чем принимать важное решение — засыпать Кашинский карьер или нет, встретятся с местными жителями, выслушают их мнение и только после этого примут правильное и взвешенное решение.